О выборе образца

Изображение пользователя Jelena.

На интернет-курсах Людмила из Польши затронула очень важный вопрос:почему мы выбираем в качестве образцов для прорисей только древние образцы.
Здесь мы следуем классической традиции всех хороших иконописных школ. Везде обучение строится на лучших образцах. В русской иконе это, в основном, памятники 15-16 веков.
Иногда современная икона кажется нам ближе. Ее язык нам более понятен. Все линии видны четко, прорись снять гораздо легче, чем с потемневшей старой иконы, имеющей утраты. Но нужно иметь ввиду, что современный художник, создававший свою икону, именно с этого древнего образца и снимал прорись, и именно им вдохновлялся. Но неизбежно "домысливал" утраты и неясности по-своему. А что-то было ему не очень понятно или близко, и он это слегка "подправил". Если это хороший мастер, проблем нет. Но хороших-то мастеров 2-3 и обчелся... Очень много работ (совр.) откровенно ученического качества. "Исправляя" и "улучшая" оригинал ,на который они ориентируются, соврем. мастера часто уродуют образец. И получаются эти самые "фантики" и "мультики" - яркие, глянцевые, но совершенно пустые. Я тут не кого-то обвинить хочу, это общий дух нашего времени, наша внутренняя пустота - т. е. мы очень даже чем-то наполнены, и переполнены, только молитвы нет. А все, что не молитва - читай: пустота... Я сама первая в этом ряду.
Возвращаясь к теме образца:
Выбор его чрезвычайно важен. Особенно если это наши первые шаги на пути постижения иконы, ее графического строя - если речь идет о прориси. Потому что не только мы познаем икону, но и она непостижимым образом создает, формирует нас. Нас как будущих мастеров. Когда мы только начинаем копировать, то именно те первые образцы, с которыми мы работаем, закладывают в нас то понимание красоты, которое в дальнейшем будет подспудно жить во всех наших работах.
Хочу подчеркнуть, что речь идет именно об обучении. Потом, когда мы будем делать прорись для какой-то конкретной работы, мы будем использовать весь материал, который сможем собрать: старое, современное, живопись, икону. Но на этапе обучения считаю чрезвычайно важным учиться на лучших образцах.

Изображение пользователя Darakw.

Да, чего греха

Да, чего греха таить, современная икона для меня и правда понятнее и ближе. Она как бы реальнее. Это и есть ошибка в восприятии. Я воспринимаю ее "внешне", как образ, как картину. На старых иконах лица, их черты, кажутся непонятными, стилизованными, часом даже искаженными, плоскими, что ли. Понимаю, что это от недостатка знаний и слишком "материалистичного" восприятия. Спасибо, Елена Юрьевна, за Ваши объяснения и терпение. Поверьте, дело не в упрямстве или несогласии. Мы просто стараемся во все вникнуть, понять и прочувствовать. Не ругайте нас, пожалуйста, больно.:))

Изображение пользователя Darakw.

Елена Юрьевна,

Елена Юрьевна, а Вы могли бы назвать кого-то конкретно из тех 2-3 хороших мастеров? Очень хотелось бы увидеть их работы, сравнить, попытаться понять разницу. Я-то совершенный профан в этом. Надеюсь, что только пока.

Мне тоже очень

Мне тоже очень интересен ответ на этот вопрос. И,Елена Юрьевна, большое спасибо за материал "О выборе образца".

Изображение пользователя Татьяна.

Елена Юрьевна

Елена Юрьевна спаибо большое, что вы все разъяснили так понятно и убедительно!

Изображение пользователя Jelena.

Нет, я, пожалуй,

Нет, я, пожалуй, воздержусь от конкретных имен. Время рассудит. Рановато еще.

Изображение пользователя Вера.

Елена Юрьевна,

Елена Юрьевна, это немного не в тему, но скажите вы получали мое сообщение и личных сообщениях? насчет церковно-славянского.

Изображение пользователя Irene.

Елена Юрьевна,

Елена Юрьевна, а как быть если классических образцов нужного святого нет, ну или скорее не можешь отыскать. Приведу пример, покровитель моего младшенького св. Георгий Имеретинский, я видела только одну икону этого святого, грузинскую, с таким национальным колоритом, что смотреть страшно.Брать за основу классический образец другого святого и изменить детали? Или например, мученики 20 века, ориентироваться по фотографиям?

Изображение пользователя Darakw.

Я тоже святых

Я тоже святых своей семьи нашла только в современном исполнении.

Изображение пользователя Jelena.

Да, брать за

Да, брать за основу классический образец другого святого. Это обычная иконописная практика. Так и в иконописных подлинниках часто писали, ориентируясь на распространенные всем известные образцы. Например, "подобием сед, брада аки Сергиева" или "кудреват, брада Николина". Смотрите на грузинскую икону Георгия Имеретинского, выделяете эти формальные признаки - прическа, брада, одежды - и ищете подобные элементы на хороших образцах.
А что касается новомучеников, это огромная проблема. Но сейчас все-таки большинство икон пишется в древнерусской традиции, и найти образцы можно.

Изображение пользователя Larisa.

Простите за

Простите за ученический вопрос: если мне нужно найти св.кн. Довмонта Псковского, где найти это описание? что читать?, куда обращаться? Подходящей иконы не нашла...

Изображение пользователя zinaida.

Надо поискать в

Надо поискать в инете.Не помню на каком сайте,к сожалению. В rambler"е попробуйте набрать.
" ЕРМИНИЯ ИЛИ НАСТАВЛЕНИЕ В ЖИВОПИСНОМ ИСКУССТВЕ, СОСТАВЛЕННОЕ ИЕРОМОНАХОМ И ЖИВОПИСЦЕМ ДИОНИСИЕМ ФУРНОАГРАФИОТОМ"
Там не только о технике иконописи,но и как кого и что изображать.

Изображение пользователя Мария Евгеньевна.

Существует две

Существует две практики написания икон: живописный(с 17в.) и древний канон (до 17в., с обратной перспективой), в настоящее время пишут итак и так, поэтому, говоря об иконописании сегодня, надо оговаривать, что Вы имеете ввиду, это первое. Второе, что хочу сказать, это то, что в иконописной практике всегда учитывались портретные черты святого, настолько это было возможно, особенно это касается новомучеников, т.к. мы обладаем их фотографиями. Ну а построение фигуры, рисунок складок - это уже общее для всех святых. Вам просто нужно просвещать себе в области иконописного канона, когда обратная перспектива становится понятной, тогда-то и открывается перед глазами вся красота, духовная красота наших древних икон и величие святости, которое можно по-настоящему передать только с помощью обратной перспективы. И потом те простые правила построения прорисей, которые существуют, вам всем надо бы тоже немного изучить, даже, если прориси для ваших работ пишут иконописцы, потому что понимая построение линий, вы будете иначе шить контур ликов и т.д. Часто бывает, что неправильно вышиты уста, из-за чего кажется, что губы Богоматери выпячены вперед.
Список статей на эту тему постараюсь повесить позже.

Изображение пользователя zinaida.

Св. кн .Довмонт

Св. кн .Довмонт ,в крещении Тимофей http://days.pravoslavie.ru/Ima...

Изображение пользователя Larisa.

Спасибо

Спасибо большое. Хоть у меня есть эта икона и еще все что есть написанные, но за комментарии и советы - благодарю!

ПрикреплениеРазмер
PICT1111.JPG194.06 кб
dovmont 1,2.jpg144.43 кб
4.jpg5.49 кб
2.jpg37.07 кб
Изображение пользователя Jelena.

Самое лучшее

Самое лучшее изображение князя Довмонта, что мне встречалось, - на его покрове (Псковский музей).

ПрикреплениеРазмер
0474_cr.jpg1.02 Мб
Изображение пользователя Larisa.

Ой, это очень

Ой, это очень сильно. я так и близко не сошью...

Если можно -

Если можно - сделайте, Мария Евгеньевна.

Изображение пользователя Grach.

Мария

Мария Евгеньевна пожалуйста поподробнее про прориси, у меня с этим проблема. Обратная перспектива приближает сюжет иконы к смотрящему,когда мы смотрим на икону, мы как бы становимся соучастниками и растворяемся в ней.Далекое приближается к нам и мы оказываемся в самом эпицентре тех давних событий. А в живописи перспектива наоборот уводит нас за горизонт, в неизвестную даль. Это то, что я поняла когда читала про обратную перспективу.

Изображение пользователя Мария Евгеньевна.

Это да, но есть

Это да, но есть очень интересные статьи про конкретные памятники, я пока не могу найти, но буду стараться, где-то завалялся журнал.

Hosted by uCoz