Как называется этот шов?

Изображение пользователя Arseniy.

Как точно можно назвать этот шов? Он достаточно редкий, и известен по воздуху из Ростовского музея второй половины XV в. и некоторым новгородским вещам середины XVI в.
По достигаемому эффекту шов внешне похож на прикрепный косой ряд, но на самом деле выполняется на проем.
Искусствоведам и музейщикам его точное название неизвестно.
А.В. Силкин предложил называть швом "на проем с "косо-ступенчатым" расположением стежков". Н.В. Суетова из ГИМа - косым рядом на проем.

Подскажите, кто может... Спасибо

ПрикреплениеРазмер
шов - 1.JPG71.89 кб
шов - 2.JPG88.79 кб
шов - 3.JPG38.87 кб
Изображение пользователя Мария Евгеньевна.

мы называем

мы называем "косая стежка", есть несколько ее вариантов. Почему редкий? полно вещей таким швом.

Изображение пользователя Arseniy.

Я бы не сказал,

Я бы не сказал, что "полно". Во всяком случае в 15-16 вв. Поэтому-то и возник вопрос, как точно этот шов назвать. Меня самого удивило, что названия не знал даже Александр Васильевич.

А где еще встречается? Очень важно знать.

Косая стежка.

Косая стежка. Часто встречается в национальных швах народов Поволжья. В Марийской республике. Выполняется по счету ниток. Косая стежка выполняется в горизонтальном, вертикальном и диагональных направлениях. Я вышивала такой шов лет 30 назад когда училась.

Изображение пользователя Jelena.

Шов,

Шов, действительно, не такой уж редкий. Встречается на вещах 15-16 в. И на русских, и на западных. Распространенное название - "косая стежка".
Еще встречается название "рядки". Н. А. Маясова пишет об "Успении" из Кирилло-Белоз. м-ря, что оно шито "однообразным швом "рядком"". Правда, в другом месте она называет "простым швом "рядки"" клопчик 1:1.
Вобщем, "косая стежка" - оптимальное название.

Изображение пользователя Grach.

Нашла в книге

Нашла в книге ДОМОВОДСТВО 1960г издания.

ПрикреплениеРазмер
img062.jpg328.76 кб
img063.jpg492.7 кб
img064.jpg527.34 кб
Изображение пользователя Мария Евгеньевна.

Рязань, Суздаль

Рязань, Суздаль

Изображение пользователя Radi.

Очень

Очень интересно, спасибо большое.
Чем-то стежок похож на гобеленовый.

Изображение пользователя Arseniy.

Елене: да,

Елене: да, Успение из Кирилло-Белозерского монастыря я не вспомнил. А это не косой ряд в прикреп? Лихачева пишет о том, что выполнено «в прикреп». Мне по фотографии не ясно. Похоже вроде на стежку…

А кто-нибудь знает употребление этого шва в московском шитье? Мне встречаются пока только новгородские вещи или связанные с Русским Севером.

Спасибо Татьяне за отсканированные странички!

Изображение пользователя Arseniy.

Спасибо, Мария

Спасибо, Мария Евгеньевна. В Суздале уже нашел. Под Рязанью Вы имеет ввиду Успение? Но я просто всегда ориентировался на описание Силкина, что там доличное и фон зашиты "косым рядом". Поэтому, когда был в Рязани, на этом внимания не заострял. А сейчас по фотографиям понять сложно.

Изображение пользователя Grach.

Похоже Слава

Похоже Слава вышита этим швом.Из коллекции Рязанского музея.

ПрикреплениеРазмер
img438.jpg1.78 Мб
Изображение пользователя Мария Евгеньевна.

не только, в

не только, в москве тоже есть, говорю полно.

Изображение пользователя Masha.

Арсений,

Арсений, здравствуй! Первое что приходит на ум - самый известный покров на раку прп.Сергия Радонежского! Там ведь одежды все стежкой сшиты.

Изображение пользователя Jelena.

Покров Антония

Покров Антония Печерского из ГРМ (100-прцентная косая стежка). Поскольку кирилловское Успение считается выполненным в той же мастерской, то скорее всего там тоже стежка.
Один из сударей, которые в ГРМ считаются новгородскими 15 в., с чем лично я не согласна.
Покровы Евфросинии, Иоанна и Федора Суздальских кон. 16 в. (Евдокии Старицкой) в Суздале, там тоже имеется. Уж эти-то последние - всяко московских шитейных традиций!

ПрикреплениеРазмер
DSCN8949.JPG1.56 Мб
IMG_0003.JPG3.25 Мб
GRM_172.JPG2.96 Мб
Изображение пользователя Jelena.

Арсений, вот

Арсений, вот тебе сюрпрайз: борода! Там и еще есть.

ПрикреплениеРазмер
GMMK_361.jpg682.07 кб
Изображение пользователя Arseniy.

Маша, привет!!! Я

Маша, привет!!! Я посмотрел на свои плохие снимки покрова. Шов более менее могу различить на епитрахили, кажется действительно он... Спасибо

Дорогая Елена, покров насколько я понимаю Маясова сравнила с Успением. Может быть действительно сделан в одной мастерской с Успением, а может быть и нет. А какого он времени??
По поводу покровца из ГРМ. В чем сомнение? На первый взгляд, кажется, можно отнести и к первой половине XVI. А почему бы и не новгородские. Там такое разнообразие стилей было во время владычества того же Макария (1526-1542 кажется).

Всем-всем огромное спасибо за помощь, а то в моей голове эта, как я теперь узнал, "косая стежка" крепко связалась только с Новгородом, что повлекло дальнейшие неправильные суждения. Спасибо!

Изображение пользователя Arseniy.

А вот не надо

А вот не надо так... Борода это похоже все таки тот самый "косой ряд". Вообще их отличить-то как-то сложно по фото.
Но на пелене со свт. Ионой не стежка. на том и стоять буду:)

Изображение пользователя Jelena.

Покров

Покров загадочный. Датируется, кажется, концом 15 в., как и средник Успения. Как-то не с чем его сравнить... Разве что с маленькой пеленой с оплечным Николой из ТСЛ. Но я не берусь в данном случае ничего утверждать. Аналогия с Успением, в основном, из-за использованных материалов: и ткань как будто та же, и шелка. Но для каких-то ответственных выводов их надо рядом положить. А судари из ГРМ я отношу к первой половине 16 в., как и "Положение во гроб" из Ростова, и "Агнцев" с идентичной композицией из Переславля Залесского (опублик. в № 8 "Убруса") и музея Рублева (кстати, везде есть стежка!). И очень возможно, что все это где-то там и вышивалось - в Ростове или близлежащих землях. Мне кажется, эта группа памятников - хорошая тема для исследования!

Насчет Ионы - может, ты и прав... У меня фотки только из Маясовского альбома. Посмотрю при случае. 

Изображение пользователя Мария Евгеньевна.

а что на бороде

а что на бороде свт. Ионы?

Изображение пользователя Arseniy.

на бороде

на бороде кажется пкосой ряд?... Там написано, что выполнена она крученым шелком. Может быть, из-заэтого такое странное впечатление?

С пеленой из ТСм покров лучше не сравнивать. Ничего общего!!! Лена, может быть, поменяемся темами по исследованию;) Меняю пелены на покровцы;))) Готов с доплатой переводами...

Изображение пользователя Grach.

Елена на вашем

Елена на вашем фото 0003,172 "одежды шиты косым рядком",борода тоже "косым рядком" т.к. четко прослеживается ряд.У косой стежки этого нет.Это мое мнение.

Изображение пользователя Мария Евгеньевна.

нет не косой

нет не косой ряд, там на проем, нормальная золотошвейка не будет шить косым рядом в таком странном, совсем неудобном направлении

Изображение пользователя Jelena.

нет не косой

нет не косой ряд, там на проем, нормальная золотошвейка не будет шить косым рядом в таком странном, совсем неудобном направлении

-Да конечно, стежка! во-первых, там места очень мало, нужно же между линиями прориси в прикрепе все время нить разворачивать - ну кому это надо! во-вторых, если смотреть выше - усы, волосы над ушами - ясно, что это "на проем" шито, и плавно в проемную же стежку переходит. Кому в голову придет (какой нормальной золотошвейке!) стыковать косой ряд с проемным швом!

Лена, может быть, поменяемся темами по исследованию;) Меняю пелены на покровцы;)))

- Тебе что ли так пелены надоели, или по покровцам нарыл чего? 

Изображение пользователя Мария Евгеньевна.

не

не отчаивайтесь, Арсений, это обычное дело на пути всякого исследования думать, что все это чушь, что я делаю и т.д. и т.п. со стороны мне не кажется, что надо менять Вашу тему, сейчас просто весна и еще пост...вот "колбасит" всех...
Вам не попадалась книжка: Уэйн К. Бут, Грегори Дж. Коломб, Джозеф М. Уильямс. Исследование. М. 2004, почитайте, интересно, что авторы говорят о себе.

Изображение пользователя Arseniy.

Да нет, я

Да нет, я стараюсь неотчаиваться. Отчаиваться некогда, менять поздно, да и не надо, главное. Тема хорошая, я ее люблю. А книжку поищу обязательно. Мне в свое время очень пригодилась книга Умберто Эко "Как написать дипломную работу". Она, конечно, немного с уклоном для европейского студента, но все равно очень ценная и для нас.

Тебе что ли так пелены надоели, или по покровцам нарыл чего? Я ведь если нарою, то ничего не скажу, ты меня знаешь. Шутка.

 Кстати о покровцах. В книге Николаевой - Произведения русского прикладного искусства с надписями XV - первой четверти XVI в. // Археология СССР. Свод археологических источников. М., 1971. С. 89-90 - опубликован крестообразный по форме предмет (напоминающий современный покровец) с Распятием из Вологодского музея. Датирован началом XVI в. (датирован, вероятно, по палеографии, техника похожа несколько на вторую половину века). Опубликован как набедренник (sic!). Я вот не могу разобраться, это что крест с омофора или действительно покровец???

Изображение пользователя Мария Евгеньевна.

раз Распятие и

раз Распятие и больше ничего - скорее всего крест, а можно картинку?

Изображение пользователя Jelena.

Это крест с

Это крест с омофора, нашитый на поздний набедренник.

ПрикреплениеРазмер
75.jpg148.03 кб
Изображение пользователя Yury.

  Этот шов

Этот шов широко используется, в мордовской народной
вышивке, и близ лежащих народов поволжья. Делал курсовую в этой технике, как обещал фотографию покажу, ну чуть пойзже. :)

Hosted by uCoz