Катасонова Е. Ю. Материалы к иконографии покровцов в лицевом шитье

Опубликовано в журнале «Убрус» № 5, 2006.

[Скачать pdf-файл] 23,2 Мб

[Часть 2]

Введение

В настоящее время в Православной Церкви во время совершения литургии употребляются три покрова на священные сосуды: это крещатый покровец для потира, квадратный или также имеющий форму креста покровец для дискоса и прямоугольный плат, накрывающий их оба — воздух. В современных русских храмах имеется несколько таких евхаристических комплектов различных цветов, в связи с установившейся цветовой символикой церковных праздников. Они шьются из шелка, бархата или парчи, могут быть украшены орнаментальными вышивками или лицевым шитьем (последнее встречается довольно редко).

Свою историю покровы на священные сосуды ведут с незапамятных времен. Так, ко второй половине V в. относится свидетельство Дионисия Ареопагита: «…предлагался покровенный божественный хлеб и чаша благословения…», т. е. уже в первые века христианской литургии потир и дискос накрывали тканями. Делали это во избежание попадания в них насекомых.

Возникшие по столь прозаической причине, эти покровы вскоре приобрели и символическое значение. Согласно Иоанну Постнику и патриарху Герману (VIII в.), «…покров (над чашей) есть образ убруса, лежавшего на лице Христовом и закрывавшего оное во гробе. Общий покров (…) или воздух означает и заменяет камень, которым Иосиф утвердил гроб и к которому приложена была печать стражи». В позднейшей редакции вставлено: «…покров над дискосом соответствует также плащанице, которою покрыли тело Господа». Такое толкование покрова на дискос не удержалось в церковной письменности. Симеон Солунский (XV в.) дает несколько иное толкование: верхний больший покров, накрывающий чашу и дискос, соответствует плащанице, покровы на чашу и дискос означают погребальные пелены, а илитон — сударь, которым была повита глава Спасителя. (Цитируем по В. Троицкому).1

Больше всего внимания уделено исследователями именно третьему покрову — воздуху, от которого произошла Господская плащаница. Н. П. Кондаков пишет, что «…именем «воздуха» назывались в древнейшую эпоху тонкие полотняные, просвечивающие завесы, затем церковные из тончайшего полотна, и только позднее это имя усвоено было покрову, наиболее видному в литургических обрядах». Далее Кондаков цитирует Симеона Солунского: «иерей полагает (на трапезу) воздух, означающий и твердь со звездами, и плащаницу: ибо им часто объемлется тело и кровь Иисуса, умершего и мирами умащенного, почему воздух и называется надгробием (…)».2 Иногда воздухи с изображением Оплакивания так и называются в славянских источниках — епитафиос.

В «Новой Скрижали» — популярном в XIX в. издании, разъясняющем смысл литургии,— о воздухе и покровцах читаем следующее: «Святые Дары покрываются тремя покровами: первым дискос, вторым потир, а третьим большим — сверху оба вместе. Как все прочие вещи на предложении [жертвеннике—прим. ред.] означали предметы, относящиеся к рождеству и распятию Христову, так и эти три покрова означают пелены, бывшия при рождестве Христове; но третий означает в особенности воздух, или твердь, и вместе плащаницу».3 Далее, как и в других источниках того времени, цитируется Симеон Солунский.

Изданный в начале прошлого века Полный православный богословский энциклопедический словарь сообщает, что «… на литургии обыкновенно употребляются три покрова: для потира, дискоса и для обоих вместе. Последний больше первых двух и из начала называется воздухом или возвышением. Покровы были введены в употребление древней церковью для предосторожности, чтобы предохранить Святые Дары, приготовленные на проскомидии, от нападений многочисленных в жарких странах насекомых. Для этой цели потир с растворенным вином и дискос с агнцем покрывали особыми убрусами. Третий покров, больший, введен в употребление Саввою Освященным и получил название воздух еще в иерусалимской церкви по той причине, что во время чтения Символа веры священнослужители колеблют им над Св. Дарами и тем производят веяние воздуха. Этому веянию усвояется знаменование осенения Св. Даров Духом Божиим, а самый воздух, когда он возлежит на Св. Дарах, указывает на погребение Спасителя и знаменует закрытие гроба Его, что и выражается в произносимом при возложении воздуха на Дары, по Великом входе, надгробном стихе «благообразный Иосиф» и пр. Сообразно с назначением покровов, они устрояются из драгоценной ткани; исключительно богослужебное употребление их Церковь издревле свидетельствовала изображением на них креста».4

О воздухе в этом издании сказано следующее: «На язы­ке богослужебном словом «воздух» называ­ет­ся покров, который возлагается на дискос и ча­­шу.­ Так­же­ называются два других покрова, из кото­рых одним покрывается дискос, другим чаша. С введением покровов церковь усвоила им таинственное знаменование; покров для дискоса означает сударь, которым была повита глава Спасителя во гробе, а воздух — камень, приваленный к двери гроба».5

Большинство современных источников вслед за авторами XIX в. объясняют само название «воздух» тем, что во время пения Символа веры им овевают Св. Дары, находящиеся на престоле. Другое обычно приводимое объяснение находим у Кондакова: воздухом «…прикрывается дискос и потир, наподобие воздуха, окружающего землю, как говорит Герман патриарх Константинопольский в своей Феории, вспоминая темную ночь, покрывшую землю или в день предания Христа, или успения Богочеловека».6

На самом деле слово «воздух» есть калька с греческого …, которое, согласно В. Троицкому, в данном случае «…обозначает легкую и прозрачную материю… В этом смысле … соответствует латинскому nebula; да в греческих богослужебных книгах вместо … иногда и употребляется … В древних литургических памятниках воздух называется также катапетасмой…»7

В сербской письменности греческое слово ў»r осталось без перевода и приобрело терминологическое значение: аерами называются древние воздухи с лицевыми изображениями, в отличие от более поздних орнаментальных «покрывачей». Аерами называются воздухи и в румынских источниках. Тот же термин встречается и в древнерусском тексте архиерейского служебника XVI в.: «…пристоупает архiепископъ съ iереи и зъ дiаконы и примоутся вси руками за аеръ, гл[агол]юще: вероую въ единого б[ог]а…»8

В. Троицкий не исключает, что воздух мог произойти от завесы кивория (надпрестольной сени): во времена, когда еще не было иконостаса, она закрывала происходящее на престоле от взоров непосвященных (оглашенных). Известно, что такие завесы были в Константинопольской Софии, и что они были украшены лицевыми изображениями. «От таких-то завес кивория не произошел ли воздух? Завеса кивория не была ли положена на престол? Никаких точных и убедительных свидетельств за или против привести нельзя, и поневоле приходится говорить не положительно, а предположительно… Могли быть храмы, где над престолом не было кивория, и возможно, что завесу, которую повесить было негде, положили».9

Ис­то­рия древ­не­го воз­ду­ха не­раз­рыв­но свя­за­на с ис­то­ри­ей пла­ща­ни­цы, и имен­но в этом клю­че она рас­смат­ри­ва­ет­ся исследователями. В. Тро­иц­кий пи­шет, что па­мят­ни­ки ши­тья с изо­бра­же­ни­ем умер­ше­го Хри­ста вплоть до XIV в., ко­гда они на­чи­на­ют осо­бен­ным об­ра­зом ис­поль­зо­вать­ся в бо­го­слу­же­нии Стра­ст­ной Пят­ни­цы и Ве­ли­кой Суб­бо­ты, бы­ли имен­но ли­тур­ги­че­ски­ми воз­ду­ха­ми, а о пла­ща­ни­це в со­вре­мен­ном зна­че­нии это­го сло­ва мож­но го­во­рить не ра­нее XVII в. О том же пи­шет серб­ский ис­сле­до­ва­тель Л. Миркович: воз­ду­х­-­пл­ащ­ан­ица но­сил­ся на гла­вах во вре­мя Ве­ли­ко­го Вхо­да на ар­хие­рей­ской литургии. Первоначально размеры его были невелики, и он назывался еще њpiplon.10 От XIV в. до нас дошли лишь упоминания о ношении плащаницы на Великую Субботу, «…и этот обряд получил дальнейшее развитие в XVI и XVII вв.»11

Малые покровы имеют варианты названий: в древних описях часто встречаем в этом значении слово «суда/рь»; в современных исследованиях встречаем разные произношения: «покрове/ц» и «покро/вец».

Когда на воздухе и покровцах появляются какие-либо изображения, точно сказать затруднительно. Самые ранние сохранившиеся византийские покровцы и воздухи с лицевым шитьем относятся к XII в. Письменные же свидетельства о сюжетной вышивке на литургических тканях раннего периода довольно скудны, видимо, изначально покровы на литургические сосуды представляли собой парчовые или шелковые материи, они могли быть также украшены орнаментальной вышивкой.

Об употреблении драгоценных восточных тканей для покрывания св. сосудов говорит Н. П. Кондаков: «…куски этих тканей употреблялись обыкновенно в виде четыреугольного плата, с каймою, для воздухов и покровов поверх потира и дискоса».12 Ссылаясь на древние византийские описи (XI–XII вв.), среди предметов, находившихся в ризницах, он упоминает «…воздухи златотканые (…) и покровы для потира и дискоса (pothrokalЪmmata), также украшенные шитьем (…)».13 Например, покровы для дискоса и потира встречаются в описи афонского монастыря Ксилургу. В русских источниках домонгольского периода упоминаются «платцы оксамитны шиты золотомъ и женчугомъ».

Изо­бра­же­ния древ­них по­кро­вов на свя­щен­ные со­су­ды мы мо­жем ви­деть в мо­за­ич­ных и фре­ско­вых рос­пи­сях XII–XVI вв.: на­при­мер, в сце­не Ев­ха­ри­стии Ми­хай­лов­ско­го Зла­то­вер­хо­го мо­на­сты­ря в Кие­ве (1108–1112 гг.) Спа­си­тель, при­ча­щаю­щий Пав­ла, дер­жит в ру­ках по­тир вме­сте с ук­ра­шен­ным зо­ло­ты­ми ор­на­мен­та­ми пур­пур­ным платом. На фре­сках Гра­ча­ни­цы, вы­пол­нен­ных око­ло 1320 г., изо­бра­же­на про­цес­сия ан­ге­лов, во вре­мя Ве­ли­ко­го Вхо­да не­су­щих св. со­су­ды, на­кры­тые по­кров­ца­ми, ук­ра­шен­ны­ми ор­на­мен­таль­ной вы­шив­кой (рис. 1). Та­кую же про­цес­сию с по­кры­ты­ми со­су­да­ми ви­дим на фре­сках 1360–1370 гг. в сце­не Не­бес­ной ли­тур­гии в хра­ме Бо­го­ма­те­ри Пе­рив­леп­ты в Мистре.

Что касается вещественного материала, то орнаментальные покровцы древнейшего периода не сохранились, а от XII–XIV вв. до нас дошли лишь единичные экземпляры покровов, украшенных лицевым шитьем. От XV в. мы имеем уже довольно большое количество памятников, как византийских, так и древнерусских. Произведения XVI в. — балканские, молдовалашские, древнерусские. XVII в. дает нам обильный материал для исследования: кроме большого количества довольно однообразных русских покровцов и воздухов с лицевым шитьем, располагаем также грузинскими, сербскими, украинскими и др.

Покровы на потир и дискос упоминаются в древних описях парой, а воздух стоит несколько особняком. Памятники XIV–XVI вв. подтверждают это положение: вплоть до конца XVI в. покровцы и воздухи представляют собой разроненные экземпляры. Только с 90-х гг. XVI в. в России можно наблюдать распространение литургических комплектов, состоящих уже из трех предметов: двух покровцов и воздуха. Иконография их была выработана в мастерских царицы Ирины Годуновой и стала классической для большинства последующих памятников этого назначения. Очевидно, до этого комплект состоял из двух покровцов, воздух же существовал отдельно.

Собранный нами, далеко не полный, материал для удобства рассмотрения мы делим на две хронологические группы: XII–XVI вв., т. е. эпоха раздельного существования покровцов и воздуха, и конец XVI–XX вв., когда сложилась практика употребления комплекта из трех предметов.

[Скачать всю статью] 23,2 Мб

[Часть 2]

Hosted by uCoz