золотное шитьё конца XIX - начала XX веков

 

 

http://www.hram.kokoshkino.ru/Rukodelie/ZolShRus19.asp

 

Русское церковное золотное шитье
конца XIX – начала ХХ веков

 

 

 

Русское искусство периода нового времени (период нового времени рассматривается в литературе как время отечественной истории конца XVIII - начала ХХ вв.) имеет свои особенности, связанные с историческими событиями, общественной жизнью и модой. Со времени ломки древнерусского общества Петром I и ввода им западных форм общественной жизни, возник барочный стиль в русском церковном искусстве (барочный стиль – XVIII – начало XIX вв.). Соответственно художниками того времени владело стремление к созданию церковных памятников с элементами барочных мотивов, и церковные власти особо этому не препятствовали.

В перио д правления от Александра I до Николая II в русском искусстве нового времени господствующим является неорусский стиль (середина XIX – начало XX вв.) В этом стиле выполнены рассматриваемые ниже предметы шитья. В этот период также появились так называемые неовизантийский, русско-византийский стили, широко применяемые в церковном искусстве.

Появление этих направлений в церковном искусстве было тесно связано со стилем модерн, входившим в то время в моду, от которого человеку того времени со своими жизненными установками и привычками было трудно отказаться.

В конце XIX – начале ХХ веков церковная утварь, ткани изготовлялись уже преимущественно на фабриках. Фабрикантов церковной утвари в Москве и Петербурге было достаточно много. Шитьем церковных тканей занимались на фабриках купцов Оловянишниковых, в Строгановских мастерских; производством золотных нитей занимался также известный актер и преподаватель актерского мастерства Станиславский.

Промышленность этого времени была механизирована лишь частично, чаще использовался ручной труд наемных рабочих. Ткани все еще изготовлялись почти ручным способом. В них часто применяются отдельные золотные и серебряные нити, предназначенные для шитья вручную. Вотканные в материал, они производят впечатление как бы вышивки по ткани. Во многих тканях того времени можно видеть интересное сочетание техник узорного ткачества, получить которые на современном оборудовании почти невозможно. Для производства церковных парчовых и бархатных тканей продолжали использовать старые станки Жаккара, в то время, когда вся мануфактурная промышленность переходила на механизацию. Это делали сознательно, поскольку на новых машинах выделка таких тканей становилась уже невозможной.

Изделия церковного назначения имеют признаки поточного, фабричного производства: небрежный крой, небрежное шитье и неаккуратную сборку – вещи старались делать быстрее и больше по количеству. Но, несмотря на фабричное производство, все золотное шитье и украшения тканей выполнены вручную.

Церковное шитье этого времени характеризуется большей частью двумя техниками: золотным кружевоплетением, шитьем по карте (картону). Лики, за очень редким исключением, выполняются в технике масляной живописи. Широко используются различные декоративные материалы (бахрома, галун, шнур…).

 

Hosted by uCoz