Православная Франция
Пасторский визит Патриарха в Париж
3 и 4 октября 2007 г., в Париже
Историческое событие в истории православного русского Парижа!
Пасторский визит Патриарха Всея Руси Алексия II
В программе
(Всех приглашают принять участие в упомянутых богослужениях)
Среда, 3 октября 2007 г., в 10ч.00
Молебен в Храм Трех Святителей5, rue Petel
75015 Paris
метро: "Vaugirard" (12-ая ветка)
После молебна Святейший Патриарх встретится с православными епископами Франции
Среда, 3 октября 2007 г., в 17ч.30
Поклонение Святому Терновому Венцу Спасителя его святейшества Патриарха Всея Руси
В соборе Парижской Богоматери
Notre-Dame de Paris
Ile de la Cite
При участии хора Сретенского монастыря
Среда, 3 октября 2007 г., в 19ч.00
Официальный прием в Conciergerie
- Только по приглашениям -
Четверг, 4 октября 2007 г., в 11ч.00
Панихида при русском кладбище
Sainte Genevieve des Bois
2, rue Leo Lagrange
91700 Ste Genevieve des Bois
© Максим энд Ко
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
ПРАВОСЛАВНЫЕ
Собор святого Александра Невского
12, rue Daru - 75008 Pariss
Метро "Ternes" или "Courcelles" (2-ая ветка)
Настоятель: митрофорный протоиерей Анатолий Ракович
Константинопольский Патриархат
Еженедельные богослужения по выходным:
По субботам - в 18ч.00
По воскресеньям - в 10ч.00
Богослужения также совершаются в дни великих праздников в 10.ч00 и накануне в 18ч.00
На неделе богослужения совершаются попеременно в зависимости от праздников.
Подробное расписание можно просмотреть здесь: РАСПИСАНИЕ
Храм Трех Святителей5, rue Petel
75015 Paris
метро: "Vaugirard" (12-ая ветка)
Московская Патриархия
Настоятель: Архиепископ Иннокентий (Васильев)
и/о настоятеля: иеромонах Нестор (Сиротенко)
Богослужения совершаются ежедневно.
Храм Знамения Божией МатериВсенощная, каждый день - в 18ч.00
Литургия:
в будние дни - в 8ч.00.
по воскресеньям и праздникам - в 10ч.00
Веб-сайт епархии:
http://e.korsoun.free.fr/
87, boulevard Exelmans
75016 Paris
метро "Exelmans" (9-ая ветка)
Константинопольский Патриархат
Настоятель: протоиерей Владимир Ягелло
Еженедельные богослужения по выходным:
По субботам - в 18ч.00
По воскресеньям - в 10ч.30
Богослужения также совершаются в дни великих праздников в 10.ч00 и накануне в 18ч.00
Подробное расписание можно просмотреть здесь: РАСПИСАНИЕ
Храм Сергиевского подворьяПри храме проводятся епархиальные курсы - Подробности
(при богословском институте)
93, rue de Crimee
75019 Paris
метро "Crimee" (7-ая ветка) или "Laumiere" (5-ая ветка)
Константинопольский Патриархат
Настоятель: епископ Михаил (Стороженко), зам. : протоиерей Николая Озолин
Еженедельные богослужения по выходным:
По субботам - в 18ч.00
По воскресеньям - в 10ч.00
Ежедневно в будние (за исключением дней, когда отмечаются великие праздники): утреня в 7ч.15 и вечерня в 18ч.00
См. подробное РАСПИСАНИЕ
Храм Святого Серафима Саровского и Покрова Божией Матери91, rue Lecourbe
75015 Paris
метро: "Cambronne" (6-ая ветка)
Константинопольский Патриархат
Настоятель: протоиерей Николая Чернокрак
Еженедельные богослужения по выходным:
По субботам - в 18ч.00
По воскресеньям - в 10ч.00
Богослужения также совершаются в дни великих праздников в 10.ч00 и накануне в 18ч.00
РАСПИСАНИЕ СЛУЖБ: ЗДЕСЬ
Веб-сайт прихода www.saint-seraphin.net
Храм Всех Святых в Земли Российской Просиявших19, rue Claude Lorrain
75016 Paris
метро "Exelmans" (9-ая ветка)
Русская Зарубежная Церковь (митрополита Виталия)
Настоятель: митрофорный протоиерей Вениамин Жуков
Еженедельные богослужения по выходным:
По субботам - в 18ч.00
По воскресеньям - в 10ч.10
Богослужения также совершаются в дни великих праздников в 10ч.10 и накануне в 18ч.00
Церковь Введения во Храм Пресвятой БогородицыПри Русском Студенческом Христианском Движении
91, rue Olivier de Serre
75015 Paris
метро "Porte de Versailles" (12-ая ветка)
Константинопольский Патриархат
Настоятель: протоиерей Николай Ребиндер
Еженедельные богослужения по выходным:
По субботам - в 18ч.00
По воскресеньям - в 10ч.00
Богослужения также совершаются в дни великих праздников в 10.ч00 и накануне в 18ч.00
Подробное расписание можно просмотреть здесь: РАСПИСАНИЕ
8, rue des Bigots
92190 Meudon
SNCF (от вокзала Montparnasse): "Bellevue"
Русская Зарубежная Церковь (митрополита Лавра)
Настоятель: протоиерей Михаил Гудков
Еженедельные богослужения по выходным:
По субботам - в 18ч.00
По воскресеньям - в 10ч.10
Богослужения также совершаются в дни великих праздников в 10.ч00 и накануне в 18ч.00
Церковь Святого Николая132 bis, rue du Point du Jour
92100 Boulogne-Billancourt
метро: "Marcel Sembat" (9-ая ветка)
Константинопольский Патриархат
Настоятель: иерей Виталий Сомов
Еженедельные богослужения по выходным:
По субботам - в 18ч.00
По воскресеньям - в 10ч.00
Богослужения также совершаются в дни великих праздников в 10.ч00 и накануне в 18ч.00
См. подробное РАСПИСАНИЕ
ШАВИЛЬ ВАНВ Храм им. Иконы Державной Божией Матери22, rue Alexis Maneyrol
92370 Chaville
RER C: "Chaville-Velizy"
SNCF с вокзала Montparnasse: "Chaville Rive-Gauche"
КонстантинопольскийПатриархат
Настоятель: протоиерей Живко Панев
Еженедельные богослужения по выходным:
По субботам - в 18ч.00
По воскресеньям - в 10ч.00
16, rue Michel-Ange
92170 Vanves
метро: "Malakoff- Plateau de Vanves" (13-ая ветка)
Московская Патриархия
Настоятель: Архиепископ Иннокентий (Васильев)
Еженедельные богослужения по выходным:
По субботам - в 18ч.00
По воскресеньям - в 10ч.30
Богослужения также совершаются в дни великих праздников в 10ч.30 и накануне в 18ч.00
АНЬЕР СЕНТ-ЖЕНЕВЬЕВ ДЕ БУА Храм Христа Спасителя7 bis, rue du Bois
92600 Asnieres
SNCF (от вокзала Saint Lazare): "Asnieres-sur Seine"
Константинопольский Патриархат
Настоятель: Архиепископ Гавриил
и/о настоятеля: о. Владислав
Еженедельные богослужения по выходным:
По субботам - в 18ч.00
По воскресеньям - в 10ч.00
Богослужения также совершаются в дни великих праздников в 10ч.00 и накануне в 18ч.00
Храм Успения Пресвятой Богородицыпри русском кладбище
2, rue Leo Lagrange
91700 Ste Genevieve des Bois
Константинопольский Патриархат
Настоятель: отец Константин Могилевский
Еженедельные богослужения по выходным:
По субботам - в 17ч.00
По воскресеньям - в 10ч.00
Богослужения также совершаются в дни великих праздников в 10ч.00 и накануне в 18ч.00
См. сайт прихода (там же расписания): www.dormition91.net
Русские церкви в Париже
© Максим энд Ко
Магазин почтой:
АВТОРЫ | КАРТА САЙТА ХРИСТИАНСТВО Ксения Кривошеина, автор сайта художник. литератор, исследователь творчества матери Марии (Скобцовой)
Мать Мария и ее иконы
Елизавета Юрьевна Пиленко - так звали в миру мать Марию - родилась в Риге 8 декабря 1891 года. При рождении маленькую Лизу удалось спасти, ей сделали серьёзную операцию. Через несколько дней, во время крещения, она захлебнулась в купели, и ребенка второй раз вернули к жизни.
Всю последующую жизнь Елизавета Юрьевна подвергалась много раз страшным опасностям. С ранней молодости она была уверена, что ее ожидают мучения, мытарства, мучительная смерть и сожжение.
В сожжение и в то, что у нее "будут спутники в гробах", она уверовала в последние годы своей жизни. Как ни страшно говорить, но грузовик с газом, а потом сожжение в крематории оказались для м. Марии и ее спутницам одним общим гробом. Детство и отрочество будущей матери Марии прошло около Анапы. Там у ее отца, талантливого любителя-агронома, позднее директора Никитского ботанического сада в Крыму, было небольшое имение с виноградником. Зимой вся семья ездила к родным в Петербург. После смерти отца семья переселяется окончательно в Петербург, Лиза там поступает в гимназию.
С самого раннего детства в Лизе проявились большие способности к рисованию, литературе, рукоделию - кроме музыки (она была к ней равнодушна). Еще девочкой она стала задумываться над вопросом, в чем правда и есть ли Бог - Бог любви и справедливости. Кончина отца вызвала в ней страстный протест против смерти как мировой несправедливости.
В 15 лет она стала интересоваться литературой и искусством, бывать на литературных вечерах, на одном из которых выступал Блок. Так завязалась дружба. Ей было 15 лет, а знаменитому поэту - 25-ть.
В 18 лет Лиза выходит замуж за Д.В.Кузьмина-Караваева - юриста, близкого друга многих литераторов. В период их недолгого брака Елизавета Юрьевна всё больше углубляется в религиозные поиски, в ней всё больше утверждается дух христианства. Скоро у нее выходят из печати первые книги: "Скифские черепки", "Юрали", "Руфь". Через несколько лет она расходится с мужем и уезжает с дочерью Гаяной в родную Анапу. Тут она переживает начало революции и встречается со своим вторым мужем - Даниилом Скобцовым. С ним и уже с двумя детьми она эмигрирует сначала в Константинополь, в Югославию, а потом в Париж. В Константинополе у нее рождается еще одна дочь - Настя.
Заграница встретила их тяжелейшей нуждой и первой смертью. Умерла двухлетняя дочь Настя. Жизнь в эмиграции и выброшенность в нищету, смерть любимой дочери дали огромный толчок будущей матери Марии для духовного расцвета.
Она тогда говорила: "Любите друг друга, только до конца и без исключения, как бы ни тяжела была пытка..." От своего несчастья она обратилась к горю других, близких и далеких ей людей. Умерла ее девочка Настя, но материнство ее не умерло, оно пронизало ее насквозь, и всё сильнее у нее было желание служить всем обездоленным. С конца 20-х годов в Париже она стала помогать всем, кто нуждался в поддержке и помощи. А этих несчастных в эмигрантской среде во Франции было очень много: была безработица, толкавшая мужчин в кабаки, марсельские трущобы были переполнены эмигрантами со всего мира, падшие женщины, шахтерские поселения, белые русские офицеры, которые, оказавшись за границей, иногда сходили с ума... Елизавете Юрьевне казалось, что все это вопиет о помощи!
Икона Марии Египетской
написанная м. Марией к постригу
За всей ее деятельностью, которой она отдалась без остатка, встал вопрос о совершенно невозможной дальнейшей жизни супругов. Елизавета Юрьевна стала стремиться к монашеству как самоотверженному служению Господу и людям. Митрополит Евлогий (Георгиевский) поддерживал в ней это стремление, с согласия ее супруга дал ей церковный развод и сам постриг ее в церкви парижского Богословского института с именем Мария - в честь преподобной Марии Египетской.
На первое время ей дали тихую светлую келью в институте, где она могла спокойно молиться и готовиться к своему монашескому подвигу. Как пишет о ней о. Сергий Гакель: "Елизавета Юрьевна Скобцова отложила мирское одеяние, облеклась в простую белую власяницу, спустилась по тёмной лестнице с хоров Сергиевского храма и распростёрлась крестообразно на полу".
В рубаху белую одета...
О, внутренний мой человек.
Сейчас ещё - Елизавета,
А завтра буду - имя рек.
В 1932 году мать Мария поехала в Латвию и Эстонию и посетила тамошние женские монастыри. Как странно: именно в Пюхтицкой обители, ещё в советское время, были сняты многие кадры художественного фильма о ней!
Еще до пострига она насмотрелась на жизнь русских эмигрантов, на нужду и трущобы, в которых жили русские люди.
Теперь мать Мария поставила перед собой цель - создать настоящий "приют" - дом, где люди могли бы не только поесть, но и получить гражданские права и потом найти работу.
Судьба била мать Марию безжалостно. В 1935 году ее дочь Гаяна, не мыслившая себя без России, едет в СССР. Меньше чем через два года она умирает в Москве от дизентерии. Ещё до начала войны м. Мария основывает движение "Православное Дело". Её ближайшими помощниками стали о. Димитрий Клепинин, молодой Юрий Скобцов, Ф.Т. Пьянов, Ю.П. Казачкин.
События развивались быстрее, чем все ожидали. Мать Мария оказывается в оккупированном нацистами Париже. И дом, который она основала на ул. Лурмель, 77, становится одним из штабов Сопротивления. Высокая, статная, с доброй улыбкой, уже стареющая женщина еще раз увидела смысл жизни в том, чтобы добро стало делом - на этот раз рискованным...
Лурмельский комитет стал центром антифашистской деятельности в Париже. В нем жили бежавшие из плена советские солдаты, посылались посылки, деньги, устраивались побеги. Душой лурмельского комитета была мать Мария.
В феврале 1943 года её восемнадцатилетний сын Юра и о. Димитрий Клепинин были арестованы гестапо. Их арестовали и в декабре месяце их перевезли в Бухенвальд. 9 февраля 1994 года о. Димитрий Клепинин скончался в лагере Дора.
Мать Мария была тоже арестована и отправлена в лагерь Равенсбрюк.
Существует несколько версий ее гибели. Даже в лагере мать Мария вышивала икону и платок (который сохранился). "Вот успею закончить вышивку иконы - выживу", - часто говорила она соседкам по нарам. По одной из версий, 31 марта 1945 года мать Мария пошла в газовую камеру вместо одной из отобранных фашистами девушек.
По другой, она болела дизентерией, ее долгое время прятали, но в конце марта все-таки обнаружили. Она не могла стоять на ногах, так она ослабла. На следующий день ее отправили в газовую камеру.
Мать Мария не боялась смерти, потому что для нее смерть означала встречу с Богом, к Которому она стремилась всей душой и шла всю жизнь. Да, в одном из писем Блоку она писала: "Я ищу тяжестей!" Пророчествовала она и о том, что ей предстоит быть сожженной и погребенной в "общих гробах"!
Она была поэтом, художником, философом, прекрасно вышивала. Но, приняв монашеский постриг, весь талант своей души, все свои силы и любовь посвятила помощи ближним и обездоленным. "В личности м. Марии были черты, которые так пленяют в русских святых женщинах - обращённость к миру, жажда облегчать страдания, жертвенность, бесстрашие" - говорил о ней Николай Бердяев.
Вот так, не дожив до победы двух месяцев, мать Мария закончила свой земной путь в печах Равенсбрюка.
Мать Мария никогда не заботилась о том, чтобы её имя вошло в историю. Да и что значила для неё человеческая слава по сравнению с любовью к Богу? Но получилось как раз так, что про неё не перестают говорить до сих пор. Её деятельность всегда вызывала интерес и восхищение одних, осуждение и недовольство других. Наконец, в январе этого года монахиня Мария была причислена к лику святых Русской православной церкви. Одновременно с канонизацией в свет вышла «Красота спасающая» - первая книга, включающая все известные на сегодняшний день художественные работы матери Марии. Вышивки, рисунки, акварели, роспись по дереву, собранные в книге, - всего лишь небольшая часть её произведений. Многие из них затерялись или были уничтожены, какие-то попали в частные коллекции. Вполне вероятно, что их владельцы даже не знают, кто автор этих работ: мать Мария никогда их не подписывала. Исключение составили несколько карандашных портретов умирающей дочки Настеньки, датированные буквально по часам.
Удивительно, как щедрость матери Марии помогла сохранить часть её произведений. Ещё до эмиграции, отдыхая на Северном Кавказе, она подружилась с детьми известного врача А. П. Омельченко. Она рассказывала им истории, читала свои поэмы, рисовала и дарила акварели. Сёстры бережно сохранили все рукописи и рисунки, а незадолго до своей смерти передали их Русскому музею.
Так до нас дошли тридцать работ матери Марии, а всего их в книге около восьмидесяти. Альбом иллюстраций и текст о творчестве составлен Ксенией Кривошеиной, Анатолий Шустов дополнил эту книгу летописью жизни монахини Марии. В архиве семьи Кривошеиных хранятся слайды, фотографии работ матери Марии. Для книги была проделана огромная работа, по нахождению рассеянного по миру творческого наследия этой замечательной личности.
Мать Мария без всякого сожаления раздавала свои работы. Единственная вышивка, с которой она никак не хотела расставаться, была икона с изображением Богородицы, обнимающей распятого младенца Иисуса. Начала она икону в лагере смерти Равенсбрюк, веря, что если завершит её, то выйдет оттуда живой. Закончить она не успела, так как вскоре в числе прочих была отправлена в газовую камеру.
Вышивка бесследно исчезла, но сохранились многие другие. Они лучше любых слов рассказывают о своём авторе: незаурядная личность, просто женщина, которая создавала вокруг себя красоту.
Божия Матерь, обнимающая
Младенца Христа, уже распятого на кресте.
(Икона восстановлена С.А.Раевской-Оцуп
по вышивке матери Марии)
Покров Богородицы
Ангел с кадилом, апликация, масло, 1934 г. Париж
Икона Божией Матери "Умиление", вышивка, инкрустации
Образ Господень, вышивка, см. техника
Икона Святой Троицы, анкаустика
Божия Матерь с венчиком из роз, вышивка, Франция
Богоявление, анкаустика, 30-ые г.
16 января 2004 г. Священный Синод Вселенского Патриархата в Константинополе принял решение о канонизации монахини Марии (Скобцовой), протоиерея Алексея Медведкова, священника Димитрия Клепинина, Юрия Скобцова и Ильи Фондаминского.
Таким образом, Вселенская Патриархия впервые причисляет к лику святых русских эмигрантов, оставивших яркий след в духовной жизни Западной Европы 20-30-х гг. XX века.
Более подробную информацию о матери Марии вы найдете на сайте http://www.mere-marie.com/Навигатор по Православному Интернету
"Митрополит
"Митрополит Антоний был выражением и воплощением любви Христа и любил каждого человека"
На вопросы портала "Религия и СМИ" отвечает Валентина Ивановна Матвеева – кинорежиссер, автор цикла фильмов о митрополите Антонии Сурожском.
– Валентина Ивановна, что вы можете сказать как профессиональный режиссер о современном православном кино?
-Сейчас много и православных фильмов и фестивалей православного кино, и среди обилия фильмов о православии попадаются и хорошие. Их не так много, как хотелось бы, поскольку православное кино не финансируется из госструктур, и в основном люди, приезжающие на фестивали православного кино, почти на каждом фестивале делают какие то открытия. Есть режиссеры, от которых уже заранее ждут фильма, есть талантливая молодежь, но все-таки в провинции такое кино делают на кухне на коленках, поскольку сейчас снимать и монтировать может практически каждый, а в результате привозят очень много слабых фильмов, заявленных как "православное кино". И с моей точки зрения, они людей только отталкивают от православия.
– Одним из самых заметных кинособытий стал фильм "Остров". Как Вы оцениваете эту картину?
– Успех "Острова" говорит о том, что, несмотря на официальную статистику, по которой в России всего 4 % православных, а потому незачем преподавать в школах ОПК, общество созрело до каких то перемен и более широкого принятия православия. Зрительский успех фильма, лишенного всяких гламурных, приключенческих мотивов и "сладкой жизни", свидетельствует о том, что общество дозрело до перемены сознания, сейчас начался переход количества в качество. С этим фильмом вообще много странного, я, например, не думаю, что Лунгин человек воцерковленный, это настоящее чудо, сотворенное Богом. Он приходит и выбирает из нас людей не самых лучших (я сейчас говорю о себе), а на вопрос, почему он выбрал именно меня, у меня до сих пор нет ответа. Лунгин сделал глубокий православный фильм, который оказался понятен всем, даже нецерковные люди почувствовали его глубину, а это означает, что он нашел отклик в наших генах: русскому человеку не нужно объяснять, кто такой юродивый – все знают, кто такая Ксения Блаженная или Василий Блаженный. "Остров" заставляет задуматься очень многих, и я рада за Лунгина.
– Давайте перейдем к основной теме. Вы достаточно долго снимали митрополита Антония Сурожского. Как состоялась Ваша первая встреча?
Первый раз я снимала владыку Антония в октябре 1989 года в гостинице "Украина". Уже там была задана тема смерти, поскольку я уже тогда знала, что мой фильм будет о кладбищах. Мы тогда снимали два часа. (Со мной был оператор, который согласился снимать митрополита Антония за небольшие деньги. Когда он увидел владыку, то практически влюбился в него и спросил: "Скажите, а можно креститься в 60 лет", на что митрополит Антоний ответил: "Конечно, это как любовь, можно креститься и в 80 лет"). Но на следующее утро оказалась, что вся пленка непригодна по звуку, через много лет я узнала от отца Сергия Гаккеля, что в гостинице "Украина" стояли и прослушивающие устройства и "глушилки". В результате я в 1990 году просто повторила митрополиту Антонию тот же вопрос, и он ответил. Знакомство же мое с владыкой состоялось в 1989 году через мою подругу, которая давно жила в Лондоне. Она меня пригласила, и я отправилась в Лондон, хотя и не надеялась, что удаться лично познакомиться с митрополитом Антонием. Хотя я его знала по тем проповедям и беседам, которые распространялись в России, благодаря им я крестилась в 1980 году после тяжелой болезни. Поэтому у меня был особый интерес к владыке, и я очень хотела с ним познакомиться. За все годы, которые я знала владыку, я ему не рассказывала об истории моего крещения. Я мало говорила о себе – мне было жалко времени, которое было отпущено на съемку, и я старалась задавать такие вопросы, которые были бы интересны всем.
В конце апреля начале мая 1989 года я приехала в Лондон, пошла в церковь на Страстной седмице и увидела близко митрополита Антония, но подойти к нему я не решилась, он был таким строгим, отрешенным, погруженным в молитву. Я смогла подойти к нему только в пасхальную ночь и попросила о встрече, рассказав, кто я. Владыка назначил эту встречу. Так все и началось. Сперва не было ни камеры, ни магнитофона, так что я просто задавала вопросы, да и мысли у меня сперва не было о том, чтобы его снимать, но все произошло благодаря моей подруге, сказавшей: "Ты должна сделать о нем фильм".
– При всем масштабе его личности, владыку часто обвиняли в том, что он сотрудничал с КГБ. В том, что он якобы "экуменист". С Вашей точки зрения, с чем это было связано?
– Как жаль, что сейчас нет дуэлей: так хотелось бы ответить не словом. а ударом тому, кто обвиняет Владыку в сотрудничестве с КГБ. Знаете, пьяница подозревает другого в том, что тот пьет, а вор, что тот, другой, – ворует. Такой ответ лишь характеризует того, кто обвиняет. Впрочем, смотрите мой третий фильм "Апостол любви" с подзаголовком "Встречи в России". Это косвенный ответ обвинителю.
Что касается отношения в России, то это одновременно вопрос и очень легкий, и очень трудный. Он бесконечно и неизменно любил Россию, между тем Владыка сам всегда говорил о том, что необходимо что-то менять в Церкви, необходимо мыслью обратиться к первым векам христианства, потому что Церковь, пройдя путь от первых христиан до государственной религии при Константине Великом, очень изменилась: в нее стали приходить люди не потому, что они готовы были умереть за Христа, а потому, что так сказал император, и потому, что сам император был христианином. Такая ситуация мешала настоящим верующим: быть может, если бы круг христиан был уже, но они были бы другими. Митрополит Антоний подчеркивал, что меняются времена, мода, а потому и Церковь не должна стоять на месте. Он говорил не о нарушении канонов или ереси, он говорил об образе жизни Церкви, об общине. Я всегда его спрашивала, как ему удалось создать такой приход, он отшучивался, говоря, что в нем нет ничего особенного, но на самом деле приход был замечательным: он работал как налаженный механизм, и все это строилось только на любви. Владыка был выражением и воплощением любви Христа и любил каждого человека, а если кого то и не любил, то он молил Бога, чтобы это чувство прошло. Он не мог служить литургию, если чувствовал, что есть хоть один человек, которого он не любит.
Кроме того, он всегда говорил, что не является богословом. Да, он не имел богословского диплома, но, если посмотреть, рядом с кем он рос: Лосский, Бердяев, Флоровский, о.Сергий Булгаков – это все были его учителя. Какого еще нужно богословия, чтобы из юноши воспитать священника и проповедника, и все эти люди остались в Московской Церкви, а не ушли в РПЦЗ. Они считали, что если РПЦ плохо, то нужно оставаться, страдать вместе с ней, и оставаться свободным голосом Русской Церкви за рубежом, что и делал митрополит Антоний. В немые хрущевские времена, когда почти никто не смел прочесть проповедь, не согласовав ее с уполномоченным по делам религии, владыка приезжал в Россию и говорил все, что думал. За это ему запрещали выступать, сокращали программу пребывания в России, но он никогда не шел на компромиссы. Ему все – таки было немного проще – он жил там, хотя он всегда хотел остаться в России. Митрополит Антоний мне рассказывал такую историю. Однажды его вызвали и сказали: "Мы потеряли Ваш паспорт". Он обрадовался: "Значит, я остаюсь!?", и паспорт тут же нашелся.
Он во все времена любил Россию и даже спорил со всеми эмигрантами, которые его отговаривали ехать в СССР.
– В конце прошлого века стало возможным приезжать в Лондон практически всем желающим, как митрополит Антоний относился к этой новой эмиграции, и чем она отличалась от старой?
– В 90 е годы таких людей было еще немного, и они просто растворялись в приходе, основной поток хлынул уже в ХХI веке. Это были не политические диссиденты, не страдальцы, которых выгнали из страны, а поехали люди очень богатые, которые рванули за лучшей жизнью, а не потому, что они были вынуждены покинуть родину. Первая и вторая русская эмиграция были отлучены от Родины, но они сделали так, что "русское рассеяние превратилось в сеянье" (так говорил сам митрополит Антоний). Богу было угодно, чтобы произошла такая эмиграция, потому что они первым делом строили церковь в том месте, куда приехали. Она могла быть в подвале, гараже, на чердаке, в какой-нибудь маленькой комнате, но они обустраивали храм и собирались вокруг него. В результате, они не пропали зарубежом, а сохранили нам культуру XIX века, все канонические правила и музыкальную культуру. Эта людская трагедия в результате обернулась пользой для Церкви.
– Насколько адекватно образ Владыки передают печатные тексты, аудиозаписи и фильмы?
-Вы знаете, что из всех изданных текстов митрополит Антоний не написал ни строчки – это все за ним записывали. Другое дело, что остается непередаваемым его манера говорить, тембр его голоса. Все это было также насыщено благодатью. Особое счастье – слышать его голос и видеть в это время его лицо. Меня всегда поражал тот огонь, который горел в нем всегда ровным негаснущим пламенем. Откуда брался этот огонь в уже немолодом, старом, больном человеке? Только от Бога. Владыка был наделен особым даром пророчества, проповедничества. Он говорил на языке, абсолютно понятном современникам, но в тоже время он никогда не говорил таким "сахарным сиропом", которым сейчас написаны некоторые православные книги. Вот этого сиропа абсолютно не было ни в речах, ни в словах владыки Антония. Он говорил иногда очень жестко, например, со студентами в Духовной академии.
– Митрополит Антоний всегда очень жестко говорил о явлении "младостарчества" и псевдопослушании, скажите, эта тема до сих пор актуальна?
– Эта проблема остается. У меня записана беседа с митрополитом Антонием о послушании. Владыка полагал, что этот термин у нас неправильно понимается. В основе этого понятия главное – слышание. Нужно уметь слушать человека, который тебе изливает душу, угадать, что для него полезно. Он приводил такой негативный пример: один молодой иеромонах своей духовной дочери, которая преподавала литературу в университете, сказал, что она не должна читать никакой светской литературы, а только духовную. И если бы она восприняла это слово духовника как приказ, то непонятно, что ей нужно было теперь делать? Уходить с работы?
Вот о таком послушании говорил митрополит Антоний, о том, что необходимо слушать, слышать и чувствовать другого человека.
– Митрополит Антоний умел предельно честно говорить о смерти. Он никогда не скрывал горькой правды об этом, и в тоже время как –то пронзительно чувствовал, что и как сказать человеку об этом. Это понимание смерти было как то связано с его медицинским образованием?
– Я думаю, что такое понимание и проживание смерти сопровождало его с тех пор, как он в 25 лет, приняв тайно монашество, был врачом: сперва в бедных кварталах Парижа, а потом и хирургом на поле боя. И там он каждый день сталкивался со смертью и наблюдал ее. Он стал просиживать ночи у постели умирающих и приобрел громадный опыт. Он всегда говорил людям правду. Этот опыт приучил его не врать, даже своей матери, у которой был рак. Эта правда сделала их настолько близкими, насколько это было возможно в этом мире.
– А какие еще темы были также важны для Владыки?
– Тем было очень много, он два раза в месяц проводил беседы со своими прихожанами. Я записывала не все, поскольку была там 2 – 3 месяца в году. Из общих бесед мне очень запомнились несколько разговоров о Богородице. Когда он начинал говорить о Богородице и крестной смерти Её Сына, у меня просто бежали мурашки по спине – я видела перед собой человека, который словно бы там присутствует и описывает своими словами то, что он там видит. Это было так страшно и так прекрасно. Он был очень увлечен этой темой. Еще владыка очень много говорил о молитве самых разных людей – маловерующих и глубоко верующих. Возможно, его не любили еще и за то, что он понимал, что бывают случаи, когда человек устал и не может вычитать все правило – тогда он предлагал ограничиться только одной молитвой. Может это и вызывало неудовольствие каких-то "крутых православных". Обычно они совсем недавно в церкви, а до этого были, например, комсомольцами, и пришли к православию довольно поздно. Вот эти люди и становятся очень фанатичными, а владыка фанатизм не любил.
– Ту общину, епархию, которую создал митрополит Антоний, удалось ли ее сохранить после его смерти? И, кстати, можно ли считать владыку "типичным епископом"?
– После его смерти я не была в Лондоне, поэтому на первую часть вашего вопроса я не могу ответить. Я думаю, что с точки зрения России он не был типичным епископом потому, что тип жизни на Западе у него был совсем другой. Он не был типичным епископом потому, что всегда отказывался от денег, от секретаря, от повара, от обслуги, часто сопровождающей епископа большой епархии. У него епархия была небольшая, и почти всю жизнь он ею сам управлял. Раз в год все священники съезжались на литургию, и раз в год и священники и миряне встречались на конференции, где обсуждались какие то насущные проблемы. Так что они были хорошо соединены друг с другом, жили общими интересами и вели такой же образ жизни, как и владыка. Паствы было немного, материально было тяжеловато.
– Когда смотришь фильм, читаешь книгу, часто кажется, что митрополит Антоний говорит лично с тобой. Этот дар пронзительного общения с каждым он сохранил до конца своих дней?
– Такое качество он сохранил до последних дней. Я это называла "терять дистанцию". На первой встрече с ним я очень переживала: старалась быть серьезнее, умнее, чем есть на самом деле, задавала "умные" вопросы, но уже через минуту мы разговаривали как двое давно знакомых людей. Когда я возвращалась домой, то всегда хваталась за голову со словами: "Я опять потеряла дистанцию. Кто он и кто я". А ему эта дистанция была не нужна: во – первых, он тебя видел насквозь и понимал, чего ты стоишь, а во-вторых, он просил всех своих близких прихожан называть его на "ты". Кто то смел, а кто то не смел, но многие говорили ему "ты", и когда он умер, я вдруг обнаружила, что я ему стала говорить "ты" перед его портретом. Портрет висит недалеко от иконы, а к Богу мы всегда обращаемся на Ты. Я обращаюсь к владыке, а потом говорю его любимую молитву: "Господи, возьми мою жизнь в свою руку, и сделай с ней то, что я хочу сделать, но не могу".
– Владыка всегда говорил, что нельзя детям плохо говорить о Христе, лучше никак не говорить, чем небрежно. Как в этой связи Вы относитесь к идее преподавания ОПК. Далеко не все учителя талантливые и верующие люди...
– Это очень сложный вопрос. Вся моя душа протестует против письма 10 академиков. Но в конечном итоге, все задают себе этот вопрос: "А кто будет преподавать"? Меня укрепляет одна мысль: написан замечательный учебник, он уже есть по всем классам, и если даже среднему учителю дать его в руки, то можно начать по нему преподавать ОПК. Ведь это не богословие или история религий, а рассказ о том, чем жила Россия тысячу лет, и на чем зиждется вся наша культура: слово, живопись и музыка. Это надо знать обязательно, каждому человеку, который говорит на русском языке, если даже он другой национальности. Если он хочет жить в России, то он должен знать, на каких духовных основах зиждется вся наша культура.
– Последний вопрос. Что чувствует Валентина Матвеева, которую многие воспринимают как свидетеля жизни митрополита Антония, как очевидца его трудов?
– Я каждый свой фильм начинала и заканчивала со страхом: не так сделала эпизод, не так его смонтировала, все казалось, что митрополит Антоний недостаточно ярко здесь изображен. Это страх ответственности перед ним, перед Богом. Но было бы слишком смело считать себя именно проводником. Я просто делаю, что могу, и считаю, что у меня есть какой то долг перед владыкой, который спас меня от смерти, есть какой то долг перед Богом, Который продлил мою жизнь. Я искренне не считаю себя достойной той роли, которая мне определена – быть свидетелем жизни митрополита Антония
Рассказ о
Рассказ о православной Эстонии
ПОДАРОК СУДЬБЫ
Ксения Кривошеина
http://www.religare.ru/monitoring54568.htm
http://www.rusk.ru/st.php?idar=112785
впрервые опубликовано
http://www.russian-inok.org/page.php?page=monastery1&dir=monastery&month=0508