Катапетасма. Помогите советом.
Дорогие убрусовцы и гости, поделитесь своим опытом. Поступил такой заказ : маленький храм, в нем маленький иконостас, в иконостасе низкие царские врата (греческого типа), в просвете царских врат хорошо просматривается катапетасма. Требуется на катапетасме вышить образ Св. Троицы (иконография св. Андрея Рублева).
Прежде чем начать работу, возникло множество вопросов.
Во-первых, обычно в иконостасах образ СВ. Троицы помещается в верхнем ряду, а в этом случае этот образ находится ниже Тайной вечери, возможно ли такое размещение ?
Во-вторых, правомочно ли такое изображение именно на катапетасме ?
Как технически надо это исполнить ? Вышить отдельно пелену и повесить ее поверх катапетасмы ? Пришить на нее ? Вышить прямо на катапетасме ? Тогда как ее сдвигать при открывании царских врат ? Есть предложение отодвигать, не собирая в складки, паралельно иконостасу, скрывая за ним.
Пожалуйста, помогите ответить на эти вопросы, и на другие, которые пока не догадалась задать.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Что касается
Возможно ли изображение Троицы на катапетасме? Львиную долю сохранившегося древнего шитья составляют памятники древнерусские, причем в основном 16–17 века, а церковного шитья других регионов сохранилось сравнительно мало. Среди русских памятников катапетасм нет, так как у нас в это время уже был распространен высокий иконостас. Единственное исключение — завеса Царских врат ("Предста Царица"), которую в 1555 (1556) г. царь Иван Грозный и Анастасия Романовна вложили в Хиландарский монастырь на Афоне. Из византийского шитья известны катапетасмы с изображениями Спаса Великого Архиерея и Благовещения. Все три есть в первом номере журнала. Там же статья О.Дроздовой "Столетия связующая нить", где перечислены упоминания других сюжетов, известных по письменным источникам. В Сербии мы видели очень разные изображения на катапетасмах. Видимо, жестких ограничений по сюжету нет.
Про техническую сторону я уточню у наших, как мы вышивали и напишу позже.
Большое
Мы шили белую
Людмила, а я
Да, Татьяна,
Да, Татьяна, кажется, мы так давно знакомы... Ждала, чтобы сын мне помог разместить фото. Никак не могу освоить эту премудрость.
Лена, спасибо Вам за информацию. Оказалось, катапетасма - интересная тема для размышлений, поделюсь, если найду что-то новое.
Здравствуйте.
Вот что пишет И.
Вот что пишет И. А. Шалина о литургическом использовании икон «Христос во гробе» :
«... икона мертвого Христа во гробе – Akra Tapeinosis .... представляет собой поясной образ мертвого Иисуса, изображенного стоящим в гробу на фоне креста, со склоненной главой и закрытыми глазами, скрещенными впереди и бессильно опущенными вдоль тела руками, следами кровавых ран. Образ сопровождается надписью «Царь Славы» или реже «Снятие со креста». Причем такие элементы композиции, как надпись, крест и гроб не являлись обязательными, менялось также положение рук и главы.
... древняя икона Akra Tapeinosis находилась в пространстве храма в течение всей страстной недели, вокруг нее концентрировалась служба и вся драматургия церемонии Страстей.
... фронтальность и симметричность позволяют предполагать, что прототипом была ... вертикально подвешиваемая завеса - катапетасма. Ее архетипом могла быть завеса Иерусалимского храма, раздравшаяся надвое во время Распятия (МФ.27.51), в тот момент, когда Христос испустил дух.
... в Софии Константинопольской... подвешенная над алтарем между столпами кивория катапетасма являла образ всей службы, была важнейшей иконой литургического таинства. .... евангельская символика алтарной завесы как «плоти Христа» (Евр. 10.20) более всего соответствует изображению мертвого тела Спасителя и согласуется с его образом на плащанице, как раздравшейся в пятницу иконы – завесы. ... Если реликвия ...висела у алтаря св. Софии, это объясняет устойчивую символику храмовой катапетасмы царских врат, как образа мертвой плоти Христа. Поскольку самый архаичный фронтальный тип катапетасмы восходит к нерукотворному отпечатку евангельского синдона, то и расположение ее в алтарном пространстве могло воспроизводить древний образ размещения самой реликвии..... Значительную роль играл здесь сам материал – ткань, на которой чудесным образом запечатлелся сначала Лик Христа, а после его смерти – и все Его тело. Поэтому на иконах такой иконографии образ белой ткани столь значим и в смысловом, и в художественном отношении.» (Цитата из статьи на сайте http://pravoslavie.ru/sretmon/turin/hristosvogrobe.htm ).
В практическом смысле вроде бы можно сделать вывод, что для Страстной недели в храме будет правильным пошить белую катапетасму с вышитой иконой «Христос во гробе» (погрудно) на ней. Довольно трудно представить себе такую композицию. По смыслу возможен и другой вариант : поместить образ "Спаса Нерукотворного".
Приходилось ли Вам видеть реально такие решения для катапетасм ?
Мне кажется,
Мне кажется, Ирина Александровна пишет совсем о другом. Из этого материала нельзя сделать никаких выводов "в практическом смысле". Этой темой И. А. Шалина занимается давно, и она пришла к интересным выводам. Но, как мне известно, не все считают их однозначными. И, во всяком случае, речь совершенно не идет о катапетасме в современном смысле слова - алтарной завесе.
Елена, а в чем
А мне кажется,
Да, Татьяна, это
Да, Татьяна, это так, классическое решение. Но заказчик хочет именно низкие, маленькие царские врата. Помещение маленькое, иконостас ограниченных размеров, мало икон помещается. В ходе обсуждений сегодня возник новый вариант : вышить на катапетасме - Христос Великий Архиерей.
Читаю "Убрус № 1". Трудно достать хорошую прорись для этого изображения.
Людмила
Здравствуйте
Выводы не о
Людмила,в
Татьяна,
О катапетасме
Посмотрите
Мария
Спасибо, буду
Спасибо в
А прочитаете
Мария
Мария Евгеньевна, мне было бы очень интересно познакомиться с Вами и принять участие в такой работе, спасибо за приглашение.
Как Господь даст ...
Ближайшая
Мария
Нет