Катапетасма. Помогите советом.

Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Дорогие убрусовцы и гости, поделитесь своим опытом. Поступил такой заказ : маленький храм, в нем маленький иконостас, в иконостасе низкие царские врата (греческого типа), в просвете царских врат хорошо просматривается катапетасма. Требуется на катапетасме вышить образ Св. Троицы (иконография св. Андрея Рублева).

Прежде чем начать работу, возникло множество вопросов.

Во-первых, обычно в иконостасах образ СВ. Троицы помещается в верхнем ряду, а в этом случае этот образ находится ниже Тайной вечери, возможно ли такое размещение ?

Во-вторых, правомочно ли такое изображение именно на катапетасме ?

Как технически надо это исполнить ? Вышить отдельно пелену и повесить ее поверх катапетасмы ? Пришить на нее ? Вышить прямо на катапетасме ? Тогда как ее сдвигать при открывании царских врат ? Есть предложение отодвигать, не собирая в складки, паралельно иконостасу, скрывая за ним.

Пожалуйста, помогите ответить на эти вопросы, и на другие, которые пока не догадалась задать.

Изображение пользователя Jelena.

Что касается

Что касается размещения Троицы под Тайной вечерей — вопрос сложный: ведь в византийских низких иконостасах не было изображения Тайной вечери. Так что этот проект уже является модернизированной версией.

Возможно ли изображение Троицы на катапетасме? Львиную долю сохранившегося древнего шитья составляют памятники древнерусские, причем в основном 16–17 века, а церковного шитья других регионов сохранилось сравнительно мало. Среди русских памятников катапетасм нет, так как у нас в это время уже был распространен высокий иконостас. Единственное исключение — завеса Царских врат ("Предста Царица"), которую в 1555 (1556) г. царь Иван Грозный и Анастасия Романовна вложили в Хиландарский монастырь на Афоне. Из византийского шитья известны катапетасмы с изображениями Спаса Великого Архиерея и Благовещения. Все три есть в первом номере журнала. Там же статья О.Дроздовой "Столетия связующая нить", где перечислены упоминания других сюжетов, известных по письменным источникам. В Сербии мы видели очень разные изображения на катапетасмах. Видимо, жестких ограничений по сюжету нет.

Про техническую сторону я уточню у наших, как мы вышивали и напишу позже.
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Большое

Большое спасибо ! Жду любых сведений с благодарностью.
Изображение пользователя Лена.

Мы шили белую

Мы шили белую катапетасму следующим образом: ангелы вышивались отдельно и перекладывались на ткань фона, на изнанке - та же ткань. Как сдвигать вышитую катапетасму - не знаю. Думаю, проблем не будет, если между фигурами будет незашитое пространство фона, тогда ткань соберется в складки. Но, если есть возможность отодвигать завесу, наверное, это предпочтительнее, ткань и вышивка сохранятся лучше.
Изображение пользователя Татьяна.

   Людмила, а я

   Людмила, а я очень рада увидеть Вас воочию (на фото)! Простите, я опять не по теме...Заклеенный
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Да, Татьяна,

Да, Татьяна, кажется, мы так давно знакомы... Ждала, чтобы сын мне помог разместить фото. Никак не могу освоить эту премудрость.

Лена, спасибо Вам за информацию. Оказалось, катапетасма - интересная тема для размышлений, поделюсь, если найду что-то новое. 

Здравствуйте. 

Комментарий перемещен сюда.
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Вот что пишет И.

Вот что пишет И. А. Шалина о литургическом использовании икон «Христос во гробе» :

«... икона мертвого Христа во гробе – Akra Tapeinosis .... представляет собой поясной образ мертвого Иисуса, изображенного стоящим в гробу на фоне креста, со склоненной главой и закрытыми глазами, скрещенными впереди и бессильно опущенными вдоль тела руками, следами кровавых ран. Образ сопровождается надписью «Царь Славы» или реже «Снятие со креста». Причем такие элементы композиции, как надпись, крест и гроб не являлись обязательными, менялось также положение рук и главы.

... древняя икона Akra Tapeinosis находилась в пространстве храма в течение всей страстной недели, вокруг нее концентрировалась служба и вся драматургия церемонии Страстей.

... фронтальность и симметричность позволяют предполагать, что прототипом была ... вертикально подвешиваемая завеса - катапетасма. Ее архетипом могла быть завеса Иерусалимского храма, раздравшаяся надвое во время Распятия (МФ.27.51), в тот момент, когда Христос испустил дух.

... в Софии Константинопольской... подвешенная над алтарем между столпами кивория катапетасма являла образ всей службы, была важнейшей иконой литургического таинства. .... евангельская символика алтарной завесы как «плоти Христа» (Евр. 10.20) более всего соответствует изображению мертвого тела Спасителя и согласуется с его образом на плащанице, как раздравшейся в пятницу иконы – завесы. ... Если реликвия ...висела у алтаря св. Софии, это объясняет устойчивую символику храмовой катапетасмы царских врат, как образа мертвой плоти Христа. Поскольку самый архаичный фронтальный тип катапетасмы восходит к нерукотворному отпечатку евангельского синдона, то и расположение ее в алтарном пространстве могло воспроизводить древний образ размещения самой реликвии..... Значительную роль играл здесь сам материал – ткань, на которой чудесным образом запечатлелся сначала Лик Христа, а после его смерти – и все Его тело. Поэтому на иконах такой иконографии образ белой ткани столь значим и в смысловом, и в художественном отношении.» (Цитата из статьи на сайте http://pravoslavie.ru/sretmon/turin/hristosvogrobe.htm ).

В практическом смысле вроде бы можно сделать вывод, что для Страстной недели в храме будет правильным пошить белую катапетасму с вышитой иконой «Христос во гробе» (погрудно) на ней. Довольно трудно представить себе такую композицию. По смыслу возможен и другой вариант : поместить образ "Спаса Нерукотворного".

Приходилось ли Вам видеть реально такие решения для катапетасм ?

Изображение пользователя Jelena.

Мне кажется,

Мне кажется, Ирина Александровна пишет совсем о другом. Из этого материала нельзя сделать никаких выводов "в практическом смысле". Этой темой И. А. Шалина занимается давно, и она пришла к интересным выводам. Но, как мне известно, не все считают их однозначными. И, во всяком случае, речь совершенно не идет о катапетасме в современном смысле слова - алтарной завесе.

Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Елена, а в чем

Елена, а в чем неоднозначность этих выводов ? У меня нет доступа к такой информации. Разве символическое значение катапетасмы сегодня изменилось ?
Изображение пользователя Татьяна.

А мне кажется,

А мне кажется, что ничего более уместного, чем крест на Катапетасме не найти.
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Да, Татьяна, это

Да, Татьяна, это так, классическое решение. Но заказчик хочет именно низкие, маленькие царские врата. Помещение маленькое, иконостас ограниченных размеров, мало икон помещается. В ходе обсуждений сегодня возник новый вариант : вышить на катапетасме - Христос Великий Архиерей.

Читаю "Убрус № 1". Трудно достать хорошую прорись для этого изображения.

Изображение пользователя Grach.

Людмила

Людмила здравствуйте!Нашла прорись "Спас Великий Архиерей" из сборника "Иконные образцы 17-20в.,изданного Историческим музеем в Москве. Образец датируется 18в.,левая сторона,размер 27,5*20см.Посылаю в свой дневник,по другому не могу.Посмотрите,может быть вам подойдет.Других пока нет.
Изображение пользователя Grach.

Здравствуйте

Здравствуйте Людмила! Посылаю вам изображение иконы 15в. Новгород- "Спас Великий Архиерей".Смотрите мой дневник. Татьяна.
Изображение пользователя Jelena.

Выводы не о

Выводы не о катапетасме, а о связи иконографии Акра Тапейнозис с реликвиями Страстей Христовых.
Изображение пользователя Grach.

Людмила,в

Людмила,в 1номере "Убруса" есть статья О.Дроздовой "Столетия связующая нить" там как раз говорится об иконографии,которая использовалась при шитье катапетасмы.Прочтите,очень интересно.Журнал скачала с рубрики "Последние сообщения" у меня на 3стр. "Убрус 1".
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Татьяна,

Татьяна, спасибо Вам. С опозданием, но прочитала. Собираем книги и журналы, а потом забываем, что же в нашем архиве есть. Эту работу буду делать очень медленно, слишком серьезная.
Изображение пользователя Мария Евгеньевна.

О катапетасме

О катапетасме посмотрите следующие книги:
Изображение пользователя Мария Евгеньевна.

Посмотрите

Посмотрите следующие книги: 1. Известия императорского Русского археологического общества. Т. 4. Вып. 1-6. 1863: Стасов В.В. Заметки о древней русской катапетазме. 2. Троицкий Вл. История плащаницы. - Сергиев Посад, 1912 3. Бадяева Т. А. «Пелена Марии Тверской» сб. «Вопросы истории СССР» МГУ 1972г. 4. Добронравов Г. И. История катапетасмы - М., 1912 5. Иерусалимская А. А. Ткани собора св. Софии // В сб. Восточное Средиземноморье и Кавказ IV - XVI вв. - Д., 1988 6. Иконостас происхождение - развитие-символика / Ред.-сост. A.M. Лидов. М., 2000 7. 14. Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. - СПб., 1902 8.Вагнер Г. К. «Рязань» М. 1971г.
Изображение пользователя pev4ayaValentina.

Мария

Мария Евгеньевна!!! У Вас что, дома полный каталог спец литературы по вышивке в широком смысле этого слова? Я поражена Вашей быстротой ответа и широтой приведенных ссылок. Чувствуется сразу: ПРОФЕССИОНАЛ... 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Спасибо, буду

Спасибо, буду искать.
Изображение пользователя Мария Евгеньевна.

Спасибо в

Спасибо в первую очередь Дроздовой О.Э., создавшей библиографию по церковному шитью. Я ее только постоянно дополняю, когда натыкаюсь на не вошедшии туда книги. То, что имею, несомненно, не все! Первый вариант библиографии, без моих добавок, года 4 назад распечатали, и продавали на нашей конференции.
Изображение пользователя Мария Евгеньевна.

А прочитаете

А прочитаете книги, приезжайте к нам на конференцию, с докладом. Буду рада, или высылайте по почте, если трудно приехать, напечатаем.
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Мария

Мария Евгеньевна, мне было бы очень интересно познакомиться с Вами и принять участие в такой работе, спасибо за приглашение.

Как Господь даст ...

Изображение пользователя Мария Евгеньевна.

Ближайшая

Ближайшая конференция будет 1-3 марта 2007г. Собиретесь, пишите личным сообщением.
Изображение пользователя Jelena.

Мария

Мария Евгеньевна, есть ли у Вас текст приведенной Вами статьи - Добронравов Г. И. История катапетасмы - М., 1912?

Нет

Нет
Hosted by uCoz