Изба-читальня
о. Дионисий 22 мая, 2008 - 13:38.
Был вопрос по поводу чтения - про о.А. Меня и о.А. Кураева. Решил создать новую тему, где можно обсуждать подобные вопросы. Только что пришел со службы, поэтому трапеза, отдых, и буду готов поделиться своими мыслями "по поводу".
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Батюшка, с
Батюшка, с праздником! Будет интересен этот разговор. Особенно про о.Меня. Я знакома с отцом Владимиром из храма в Новой Деревне... Какой там красивый новый храм!
Ну и спасибо
Ну и спасибо вам, отец Дионисий!
Люба! По-моему,
Люба! По-моему, о Новой Деревне вы говорили на форумах. И фото были. С удовольствием посмотрела.
Едва ли не первой по "теме" я прочитала книгу о.А.Меня "Таинство Богослужения. Слово и образ".В нашей районной библиотеке, кроме сектантской литературы, больше ничего и нет.Очень понравилась.Я долго боялась идти на исповедь, а после прочтения одной из купленных в церкви книг, где грехи описаны страниц на 50, совсем запаниковала.Слова о.Меня что-то перевернули в душе и я, наконец, решилась.
Но потом священник, с которым я советовалась по поводу книг, сказал, что "упирать" на о.Меня не стоит, т.к. он - эволюционист. В И-нете тоже разные мнения. В частности, некоторые из представителей консервативных кругов Православной церкви обвиняют его в теософии и экуменизме... Тот же о.А.Кураев вроде тоже не рекомендует книги о.А.Меня для знакомства с Православием. Хотя самого Кураева я бы консерватором не назвала, но это мое дилетантское мнение. Одним словом, еще ничего не зная, я уже запуталась с чтивом.
А отрывки из
А отрывки из книг о.А.Кураева сейчас печатает наше областное православное издание. Читается легко и доступно, его модный нынче в газетах немного ироничный стиль особо понятен сыну с невесткой.
Но батюшка опять-таки утверждает, что именно такой тон здесь - кощунство. Нельзя, мол, с Богом на "ты", вот мол, Бог, а вот Я, автор...
мне нравятся
мне нравятся книги о.А.Кураева. и лекции на кассетах и дисках.
http://www.kuraev.ru/ -
http://www.kuraev.ru/ - миссионерский портал диакона Кураева.
но ко всему - с
но ко всему - с молитвой и рассуждением
Спасибо, Лена, я
Спасибо, Лена, я и раньше заходила на этот портал. Ко всему с молитвой, по-моему, бесспорно, думать - да, а вот рассуждать обычно начинаешь тогда, когда хоть чуть-чуть знаешь предмет. Я - практически на уровне ликбеза, говорю о первых интуитивных впечатлениях и до собственного крепкого мнения еще далеко.
Батюшка не рекомендует мне "лезть в дебри", а читать преимущественно святоотеческую литературу. А у меня ее как раз и нет.Опять таки, даже неудобно спрашивать, что здесь желательно прочитать в первую очередь, какие вообще "предметы" на этом "курсе". Я - за систему, иначе чтение даже нужных и хороших книг может дать обратный результат, создав кашу в голове.Знаю это по собственному опыту.
Раньше, когда я
Раньше, когда я приезжала к своему духовному отцу, и, бывает, жаловалась на уныние, подавленность, он сразу спрашивал: "Так... что читала в последнее время?". Очень много сомнительной и соблазнительной литературы появилось в последнее время. А в интернете такой вообще море. Поди, разберись во всем. Мой батюшка советует читать труды людей, проверенных временем: святых отцов, о. Иоанна Кронштадского, святит. Игнатия Брянчанинова, преп. Силуана Афонского. Схиигумена Савву - о покаянии. Остальное - с осторожностью и рассуждением. И, конечно же, обязательно ежедневно Евангелие и Апостолов.
А еще - для начинающих, нужно обязательно читать Евангелие с толкованиями.
У меня есть
У меня есть книжка Кураева "Дары и анафемы.Что христианство принесло в мир". Очень понравилась. Четко так все сказано, коротко и ясно.
Вот-вот,
Вот-вот, Татьяна, об этом и я. Литературы, на первый взгляд, - море, но как бы в нем не утонуть! Тоже замечала, что после разного чтива чувствую себя по-разному.Возможно, и наш батюшка просто предостерегает меня. Спасибо за совет.
А в Кураева все действительно коротко и ясно, даже молодежь вот сумел заинтересовать.
да, у Кураева
да, у Кураева коротко и ясно, но и с перегибами бывает...
вообще, все надо спрашивать у духовников. кому-то одно полезно, кому-то другое не повредит, а кого-то погубит. если, конечно, вы духовно близки.
я всегда прислушиваюсь к мнению своего дух.отца. иногда он мне запрещает читать некоторых св.отцов, всепризнанных авторитетов, мол мала еще,а если прочтешь, то обязана будешь выполнять и надорвешься.
Отец Дионисий
Отец Дионисий что-то молчит...
о. Александр
о. Александр Мень - фигура крайне загадочная и непростая. "Темна вода", как говорил Голубинский. Богословие его более чем своеобразно - книги в своей основе есть компиляция католических и (в подавляющей массе)протестантских авторов. Будучи духовным вождем "православных сионистов", о. Александр не удержался на "Сицилле и Харибде" каждого верующего (не только священника) - придя в Церковь в зрелом возрасте и при сформровавшихся взглядах, удержаться от искушения "пределать Церковь под себя, а не себя под Церковь". Поэтому и в его трудах много разных вещей, несовместмых с Православным вероучением. Хотя личностью он был яркой, незаурядной, мог зажечь людей, заинтересовать их христианством. А вот дальнейшим образованием было бы лучше заниматься другому. Я прожил пять лет в Семхозе - был несколько раз в храме, построенном на месте его убийства - атмосфера и публика там крайне своеобразные.
о. Андрей - фигура почти полностью противоположная, имеет, в отличие от о. Александра, кроме светского и богословское образование, мыслит достаточно правильно, только чересчур увлкается. В пылу риторики может такие сочные сравнения привести, которые не пропустит даже самая либеральная цензура. Выйдет ли новый голливудский фильм, книжка про Гарри Поттера или произойдет землетрясение в Китае - о. Андрей тут как тут, всему дает богословский комментарий, как, например, финальная сцена "Титаника" согласуется с такой-то главой Апокалипсиса... В общем его, как и все остальные, кстати, книги, как раз читать можно, только с поправкой и оглядкой (по народной мудрости "доверяй, но проверяй), помня о том, что Господом нам дарована голова с мозгами, а не продолжение шеи...
Спасибо!
Спасибо!
о.Андрей
о.Андрей рассуждает и оценивает все в свете православия.Однажды архимандрит Агафангел(Догадин)сказал молодым людям отдыхающим на озере,что Иисусова молитва - это когда смотришь на браконьеров рыбаков и думаешь об Апостолах,ловивших рыбу,а не о том что люди рыбу воруют и природу портят.Может быть о.Андрей тоже пытается везде хорошее искать,не осуждать и пользу из любого случая извлекать для души?
Книги (или, м.б.,
Книги (или, м.б., лекции) о.Андрея - очень хороши, особенно, для новоначальных :) Во время начала моего новоначалия (лет этак 7-8 назад) на меня огромное впечатление произвела его статья "Если Бог есть любовь" (перепечатанная из сети крохотными буковками, чтобы можно было читать на работе, якобы готовясь к лекциям :)) Можно сказать, что это было для меня одним из решающих позитивных шагов по направлению к Богу. И на студентов его книги производят очень благотворное влияние (это знаю точно, т.к. общалась-преподавала) - что не случайно, т.к., мне кажется, что, весь его пафос и вообще, миссионерский образ, направлены, прежде всего, именно на студентов и молодежь. От того и некоторые "заносы" (от которых, конечно, бывает, режет ухо :))
Про о. Александра Меня: читала его еще в школе... ничего толком не помню. Наверное, лучше бы я тогда читала о. Андрея - быстрее бы пришла к вере. Очень много мнений, что среди его адептов престранные люди встречаются.
А что вы думаете о лекциях проф. А.Осипова?
Мне подарили 3
Мне подарили 3 диска с лекциями проф. Осипова. Слушаю иногда, когда вышиваю. Мне очень нравится! Даже дочка тут прислушалась и попросила сначала поставить одну лекцию.
Что-то его ругают очень, обвиняют чуть ли не в ересях. Я пока не услышала ересей, хотя моего богословского образования — 3,5 года ПСТБИ. Может какие более глубокие ереси я не просекаю :)
Лекции проф.
Лекции проф. Осипова еще не так давно я тоже слушала с удовольствием, правда, не скрою, смущали некоторые вещи (например, его отношение к крещению детей - что их, мол, крестить в младенчестве не стоит; явное преувеличение насчет западной бездуховности; и, особенно, такой насмешливый тон в отношении священников :(). Очень зато мне понравились его слова про воспитание детей: там несколько таких простых практических советов, которые, на мой взгляд, чрезвычайно полезны тем родителям, которые сами росли в неверующих семьях, а, стало быть, не имеют почти никакого опыта, скажем так, положительного воспитания детей.
Насчет ересей Вы упомянули, что точно, так это по поводу Евхаристии. Сейчас, вероятно, не стоит обсуждать подробности этого, Вы сами вслушайтесь, что он на эту тему говорит. Если хотите, могу найти ссылки. Поэтому слушаю его сейчас редко и осторожно (сами понимаете, про "единожды солгав..." - ИМХО).
Зато хочу поделиться, что на Предание.ру есть прекрасные аудио-лекции по "Поучениям аввы Дорофея" (кажется, с радио "Радонеж"), читает и замечательно комментирует батюшка, которого, к сожалению, не знаю как зовут, но - очень здорово!!!
Спасибо за
Спасибо за подсказку, Олечка, где можно найти аудио-лекции, обязательно послушаю. Насчет проф. Осипова - согласна с тобой.
Оля, дай
Оля, дай ссылочку!
Елена
На Радонеже,
На Радонеже, кажется, о.Василий...
Ольга, да хочу
Ольга, да хочу ссылки. Неужто прям "солгал" про Евхаристию. Обсуждения о нем я не читала и читать некогда. Из его секций ссылки, если можно.
Зовут этого
Зовут этого батюшку о. Аркадий Шатов, настоятель больничного храма св. Димирия при Первой Градской больнице. Из-за его комментариев не смог слушать скачанные записи. Я думал что это Авва Дорофей, а оказалось, что это его личные рассуждения, только при чем здесь любимый мною Авва?...
А насчет Осипова и священников... Общаясь по роду занятий с представителями своего сословия многие мысли и слова Алексея Ильича я бы куда более резко выразил. Увы. Те же размышления упомянутого Вами священника...
Лекции на
Лекции на http://www.predanie.ru/
Но вот теперь и не знаю, после ответа о.Дионисия... растерялась. Но, сама я ничего такого плохого там не обнаружила, и, вроде, тот батюшка цитирует там авву Дорофея, и комментарии его строго по тексту (потому что я читала как раз тогда, почти параллельно)... не знаю, сестры, послушайте сами.
Ссылка, вот одна нашлась, думаю, достаточно, чтобы понять суть http://karelin-r.ru/newstrs/10...
Оля, спасибо за
Оля, спасибо за ссылку, но я уже сказала, что вникать в обсуждения пр. Осипова не буду. В самих его лекциях я заметила только резкие высказывания, как сказал о. Дионисий.
О. Рафаил Карелин и Антония Сурожского "обвинял" в еретических высказываниях о молитве.
Мне нравятся книги самого о. Рафаила, но есть и у него высказывания не очень приемлемые. Например, в кн. "Умение умирать" — представить любимую девушку разлагающимся трупом. Брр. Это ведь практика буддистов.
Ну это все на уровне мнений отцов церкви допускается и ересями не является, так понимаю.
Вот о семинаре
Вот о семинаре в МДА:" В докладах и в последовавшей за ними дискуссии были обозначены две во многом отличающиеся богословские позиции по вопросу о характере присутствия Христа в Святых Дарах. Прот. Валентин Асмус на основании представленных им святоотеческих и церковно-исторических свидетельств изложил традиционный для русской академической богословской науки XIX в. взгляд на таинство Евхаристии как таинство существенного изменения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Прот. Валентин Асмус отстаивал позицию, что, несмотря на терминологическую схожесть с принятой в Римско-Католической Церкви доктриной «транссубстанциации» концепция «пресуществления» в православном богословии имеет твердые святоотеческие, церковно-учительные и собственно богословские основания.
Преп. А.А. Зайцев в свою очередь, отстаивал взгляд на то, что таинство преложения Даров никоим образом не может описываться в терминах изменения сущности, поскольку, будучи принято, оно с необходимостью приводит к принятию неприемлемого для православной традиции, магического по своей сути учения об изменениях «физических субстанций в рамках тварного мира». Суть Таинства Евхаристии, понимаемого в сотериологическом контексте как таинство соединения с Богом понимается им как восприятие не изменяющих своей сущности хлеба и вина в Ипостась Бога Слова (воипостазирование). Воипостазированные Богом Словом хлеб и вино оказываются Телом и Кровью Христа не в силу сущностного изменения, а в силу сущностного единства всего тварного мира.
В ходе дискуссии подверглись критике положения обеих сторон. Так, в адрес концепции пресуществления прозвучала критика со стороны проф. А.И. Осипова, который высказался о недопустимости понимания Таинства Евхаристии как «атомистического чуда» превращения одного вещества в другое. Заслуженный профессор также отметил, что в отличие от западной концепции транссубстанциации трудно дать исчерпывающее объяснение принципиальной возможности пресуществления в православном контексте. Прот. Валентин Асмус согласился с тем, что, основываясь на святоотеческой традиции, он не может дать исчерпывающего описания «механизма» пресуществления. В свою очередь была подвергнута критике позиция А.А.Зайцева. Так, утверждалось, что концепция «воипостазирования хлеба и вина», отождествляемых с Телом и Кровью Христовыми «в силу единосущия тварного мира» не может быть признана состоятельной, с чем, по результатам дискуссии, в основном согласился и сам А.А.Зайцев. Также отмечалось, что полный отказ от термина «пресуществление», вне контекста той или иной богословской концепции и без учета ее конфессиональных особенностей, не может быть обоснован ни патрологически, ни исторически.
По результатам дискуссии ее участники зафиксировали наличие двух различающихся концептуальных богословских позиций в описании Таинства Евхаристии. При этом было отмечено полное единодушие на уровне исповедания веры в то, что в Таинстве Евхаристии верующим преподается Самое истинное Тело Христово и Самая истинная кровь Христова. Была отмечена необходимость последовательных усилий по разрешению существующих разногласий в процессе научно-богословской работы и дискуссии, в рамках многовековых академических традиций. Обе стороны согласились с недопустимостью высказывания спорных точек зрения в средствах массовой информации от лица всей корпорации. В заключение было высказано пожелание о продолжении подобных дискуссий по вопросам, вызывающим неоднозначные оценки среди профессорско-преподавательской корпорации. "
В МДА к одному мнению не пришли.
А Вы,Оля ,называя лгуном А.И. ,всю жизнь изучающего в стенах Духовной Академии вопросы богословия ,глубоко изучили вопрос? Хорошо,если разницу в положениях участников поняли...
Знания полученные на форумах,отличаются от научных.
Прошу прощения за резкость
. Отповеди
. Отповеди ,проповеди не чину мне.Вы своё мнение написали,я -своё.Никакой бури,тем более раздора не заметно.Все взрослые люди, умеют управлять эмоциями.
Никто из перечисленных к моим кумирам не относится. Но подход,когда наши возможности-светское образование,доступ к источникам,точнее недоступность,не останавливают от категоричных оценок ,мне не нравится. А на православных форумах можно столько негатива набрать.
Вообще каждый
Вообще каждый себе чтение по силам выбирает. При храме Богоявления (в г. Кургане)отличная и очень обширная библиотека, я туда ходила лет 7-8, и честно скажу - начинала с детских книжечек про святых и праздники, а когда добралась до Архим. Рафаила -поняла, что мне немного рано и прочла только то, из-за чего взяла книгу - конкретный ответ на мой определенный вопрос. Если выражаться языком геймеров - не на том мы уровне (в большинстве своем), что бы словами оределить недостатки или достоинства духовных книг, а вот понять -по силам такое чтение вам лично, это пожалуй можно.
Проблема в том,
Проблема в том, что в церковных лавках появилось множество брошюрок с названиями типа "Ереси и заблуждения проф МДА Осипова" или что-то в этом роде. Популяризация так сказать. Прочитав несколько таких названий, прихожанин соображает уже свое мнение 8)
Спасибо,
Спасибо, Зинаида, за отповедь, поостерегусь впредь высказывать свое мнение (ужасно неприятно было спровоцировать такую бурю), ибо это было только оно, и ничего более: крылатые слова, взятые в кавычки, были помечены большими буквами - ИМХО.
Возбранятеся ли ИМХО в адрес слов неканонизированных (возможно, конечно, пока) профессоров богословия?
Как Вы правильно заметили, в МДА к единому мнению не пришли, значит, можно сделать вывод, что среди отдельно взятых верующих допускается любое из этих двух пониманий Евхаристии, а, следовательно, и возможность озвучить свою позицию по этому вопросу.
Ну и, Вы будете удивлены, но, Вами любезно приведенный текст, я смогла не только без особых усилий прочитать, но и понять тоже.
Прошу простить меня за невольное (!) внесение раздора в мирный стан золотошвеек :)
(больше доказательств "уклонения к протестантизму" проф.Осипова предоставлять не буду, впрочем, опять же, я ж его за это камнями не побиваю, у всех бывают ошибки, и у святых они, между прочим, тоже были - я просто хотела ПРОЯСНИТЬ позиции, и не более. Да, хочется чтобы мы своих кумиров не сняв голову слушали) молчу-молчу!!! :)))
Просканируйте
Просканируйте и выложите хоть одну, пожалуйста, интересно взглянуть ;) А про конец света в ближайшую пятницу, это, вероятно, из того же числа?
Лена, в связи с
Лена, в связи с последующими высказанными мнениями хочу прояснить: я не призывала ОБСУЖДАТЬ слова проф Осипова, тем более, его самого (лично - я с ним не знакома, врать не буду ;)
Знать - не значит обсуждать, или осуждать, или даже говорить об этом вслух. Вы сами заговорили про ереси (что, мол, его в этом обвиняют), у меня и "включилось", вспомнилось, т.е., что сталкивалась с этим и этим. Вот и поделилась информацией и мнением, прошу учесть - собственным.
Сестры, знаете
Сестры, знаете что, простите меня, Христа ради, и закроем "богословскую дискуссию", дабы не смешить людей, ладно?
(впрочем, любые претензии, ежели таковые будут, принимаются в личку :))
Оль, да я б с
Оль, да я б с удовольствием, но мне, чтоб просканировать, нужно купить, поехать к сканеру на вторую работу через всю Москву. Так что Вы в любой лавке церковной спросите. Удачи.
.
.
Ц."Да, хочется
Ц."Да, хочется чтобы мы своих кумиров не сняв голову слушали"...Ц.
Очень не хотелось вступать в дискуссию, хотя не согласна с "ересями" профессора Осипова.Хочу только вставить за скобками, что есть прихожане, которые "сняв голову" слушают своих батюшек, и высказывают не свое мнение, а мнение своего священника (как свое)
.
.
Отповедь -
Отповедь - далеко не проповедь, и по чину любому, потому что это всего лишь строгий отпор, наставление. Именно так я и восприняла Ваше замечание.
Если Вы хотели высказать, что "подход,когда наши возможности-светское образование,доступ к источникам,точнее недоступность,не останавливают от категоричных оценок ,мне не нравится.", - могу Вас понять и согласиться. Но ведь это Вы выложили цитату, подозревая меня в том, что я нахваталась своих знаний в форумах (из которых я бываю только на этом, так что Ваши домыслы, в данном случае, необоснованы, кстати уж, и Валентинины тоже). Проф. Осипова прямо лгуном я не обзывала, и вообще, признаться, у меня лично в его лекциях гораздо более противления вызывает его отношение к крещению детей. С другой стороны, Елена упомянула про "ереси" (точнее, удивлена была, отчего проф. Осипова обвиняют в ересях), и я дала ссылку на то, что знала (есть и более весомые, даже с Вашей т.з. аргументы, не мои, прошу заметить, и не моего священника, и никакого моего личного знакомого). Посчитала, что человек желает знать "почему". Что ж, у меня есть основания быть согласной с оппонентами проф. Осипова (в данных вопросах).
Вообще, вышло какое-то недоразумение, очень жаль.
"Хочу только
"Хочу только вставить за скобками, что есть прихожане, которые "сняв голову" слушают своих батюшек, и высказывают не свое мнение, а мнение своего священника (как свое)"
Это очень интересно (в плане опыта). Вероятно, у Вас есть конкретные примеры из жизни, или это просто домыслы, вызванные... чем?
"Преподобный
"Преподобный авва Дорофей
Читает Александр Андриенко" - это цитата с Предание. ру.
Это священник, читает, комментирует все по тексту.
Да, Оля, это
Да, Оля, это знание жизни, и мой опыт церковной жизни тоже. А насчет крещения детей, что же тут непонятного? Так поступали первохристиане, осознанно крестились во Христа. Так считает, в частности, и проф.Осипов, что человек должен осознанно прийти в веру. С др. стороны, это традиция, крестить по вере родителей.
Понятно. Хотя и
Понятно. Хотя и Вы и не угадали, по поводу источника моего мнения. Вообще, ставить "диагнозы" по интернету - значит почти всегда попасть "в молоко"...
Препирательство получилось в стиле "не смей трогать проф.Осипова, потому как он профессор богословия и все его слова должны восприниматься тобою (читать-то вообще умеющей?) как истинные..." ну и т.п.
Уверена, что Вы не хотели задеть меня лично (как и Зинаида, наверное), но почему бы, в таком случае, более корректно не подбирать выражения? Тогда бы не было все это так несуразно: мы не согласны, но ты помолчи , и не смей ссылки давать.
ох...дайте мне
ох...дайте мне атмосферы...
Я что-то или
Я что-то или отупела к концу дня или...что? Не поняла, кто вам, Ольга, ставит диагнозы? Где это?
Прочитала. Наве
Прочитала.
Наверное, это у меня галлюцинация случилась, не иначе :)
(слепну, что ли, потихоньку???)
о. Дионисий
Простите, что не по теме, но очень обрадовалась, когда узнала, что это отец Аркадий читает. Я была прихожанкой храма св. блгв. царевича Димитрия в Москве и, хотя моим духовником был другой священник, я очень уважаю отца Аркадия. Проповеди его очень ясные, доходчивые, слушать их интересно. На богослужениях я испытывала такую радость, так остро ощущала присутствие Божие, как ни в одном другом храме (храм Ризоположения на Шаболовской, храм Донского монастыря, 3 храма в США), летала туда как на крыльях. Имела счастье венчаться в этом храме. Также довелось мне учиться вместе со старшей дочкой отца Аркадия Машенькой, и я своими глазами увидела красоту духовную. И крестик мой нательный отцом Аркадием освящен (попросила Машеньку ещё до того, как сама пришла в храм св. блгв. царевича Димитрия).