Рушник (убрус)
Мария Евгеньевна 18 сентября, 2008 - 18:37.
Сохранился убрус от убора Грузинской иконы Богоматери, 16в., вклад Анастасии Романовны в суздальский Покровский монастырь, расшит жемчугом и дробницами по вишневой тафте. Литература: Свирин А.Н. Древнерусское шитье.М.1963г.стр. 94-95.
картинку вешать некогда, прошу извинить.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Подождём. А вот
Подождём. А вот я нашла про традицию: http://www.taday.ru/vopros/201...
Спасибо, хорошо
Спасибо, хорошо сказано, правда появляется такое чувство уютной домашности.
сомневаюсь, что
сомневаюсь, что вообще здесь уместно говорить о "малороссийской" или "российской" традиции, возможно, если этот вопрос копнуть окажется, что это византийская традиция, пришедшая на Русь, когда еще не было деления на "великую" и "Малую", просто где-то она развилась больше, где-то меньше. Это только моя гипотеза, но у меня есть основания так предполагать.
а я думала, что
а я думала, что икону голыми руками нельзя брать и поэтому рушник использовали
для этого были
для этого были пелены, возможно рушник - отголоски этой традиции
Очень может
Очень может быть, что рушник - это замена цветов зимой, т.е. просто украшение. Ведь какой -то особой традиции узорной для церковных рушников я не нашла. Только цветочные букеты, венки итд.
тогда встает
тогда встает вопрос откуда традиция украшать иконы цветами, и что раньше рушник или цветы.
В Белоруссии
В Белоруссии много разных наименований для рушников, по виду использования их: пОсцилка, пОяс, ручнИк и мн. др. У нас даже "дывАн" - по-нашему=почти ковер, только вышитый или вытканый узорами, некоторые исследователи относят к "рушникам"! Или, например: тот рушник, которым покрывались иконы в углу хаты назывался - "набожник" Орнамент на рушниках никогда не составлялся "для красоты". Есть, например, символы: Мать-0ранта (с поднятыми руками), Мать - ЗОрка (любовь, в виде 8-конечной звездочки), Параскева, Земля-кормилица, калЯды, пАпараць-квЕтка, мотивы природы (даже птички могли быть повернуты носиками друг к другу или наоборот - это был рассказ вышивальщицы о лИчном)
А уж рушник для невесты, например, или рушник для роженицы, или на погребение - это совсем разные орнаменты!
Смысл орнамента понять современному человеку трудно, вот мы воспринимаем его только как украшение жилища, а это не так.
Издана чудесная книга Михаила Сергеевича Кацара "Беларускi арнамент. Ткацтва.Вышыука." - редкая, но в библиотеках больших можно найти, если кто интересуется народным славянским орнаментом.
Лариса,
Лариса, извините, влезу:
"пАпараць-квЕтка" и "пОсцилка" - что это значит?
"пАпараць-квЕтк
"пАпараць-квЕтка" - цветок папоротника, такой мифический, ищут в лесу на Ивана-Купалу; "пОсцилка" - тканое изделие,рисунок в несколько цветов, которым покрывалась постель, декорированный вязаным кружевом, позднее преобразовалось в покрывало. Еще еще "абрУс", в смысле - скатерть.
Лариса, к
Лариса, к сожалению даже найдя книгу, по-белорусски вряд и прочту. Хочу украсить красный угол рушником, на многое меня конечно не хватит, а один,думаю осилю. Хотелось бы со смыслом орнамент. Что подскажите и может есть рисунок?
Елена
Из Б.А.Рыбакова
Из Б.А.Рыбакова "Язычество древних славян":
Отложение в вышивке очень pанних пластов человеческого pелигиозного мышления (вpоде мезолитического кyльта небесных оленей) объясняется pитyальным хаpактеpом тех пpедметов, котоpые покpывались вышитым yзоpом. Женская одежда и оpнаментация постельных пpинадлежностей (подзоpы) связаны большей частью со свадебным pитyалом, насквозь пpонизанным магическими заклятиями, фоpмyлами и символическими "письменами" yзоpов. Таковы подвенечные кокошники невест, pyбахи, накидки на свадебные повозки и многое дpyгое. Специально pитyальным пpедметом, давно обособившимся от своего бытового двойника, было полотенце с богатой и сложной вышивкой. Hа полотенце подносили хлеб-соль, полотенца слyжили вожжами свадебного поезда, на полотенцах несли гpоб с покойником и опyскали его в могилy. Полотенцами yвешивали кpасный yгол; на полотенце-"набожнике" помещали иконы.
Обpядовая pоль полотенца достаточно хоpошо выявлена нашими этногpафами.(Бломквист Е. Э. Полотенце в pyсском бытy. Пyтеводитель по Рyсскомy мyзею. Этногpафический отдел. Л., б.г.; Маслова Г. С. Оpнамент pyсской наpодной вышивки. М., 1978, с. 18 - 22.)
В pyсских деpевнях во вpемя больших общественных несчастий не только стpоили всем миpом в один день "обыденные хpамы", но и ткали и вышивали "обыденные полотенца".(Зеленин Д. К. "Обыденные" полотенца и "обыденные" хpамы. - Живая стаpина. 1911, XX, с. 1-20.) Во вpемя полyязыческих общественных пpазднеств девyшки yкpашали полотенцами ветки деpевьев. Этногpафам известны священные pощи с часовенками, кyда пpиносили вышитые полотенца.(Маслова Г. С. Оpнамент..., с. 22.)
Вот эта-то пpочно yстановленная обpядовая pоль полотенец-yбpyсов и делает вышивки на них неоценимым источником для изyчения славянского язычества.
Что же
Что же получается?
Рушникам с языческими орнаментами не место в Церкви и в красном углу?
Елена
Полотенцами
Полотенцами yвешивали кpасный yгол; на полотенце-"набожнике" помещали иконы.
Вот откуда всё идёт...
Мария
Мария Евгеньевна права.Это не только русская и малорос. традиция .И сейчас ими пользуются. Вот монастырь Хиландар(сербский )
http://img-fotki.yandex.ru/get...
см икону внизу,а не епитрахили
Это же
Это же епитрахили висят?
Танечка,а внизу
Танечка,а внизу икона
Ой, спасибо,
Ой, спасибо, увидела!!!
Насчет узоров
Насчет узоров могу ссылочки подсказать, но не знаю, как их тут прикрепить. Я в основном венчальные рушники шью, и в языческие символы легко вплетается крест, венец, добрые пожелания или строки молитв. Дело только в желании подобрать узор. Есть отличный сайт с узорами"рушничок" - там в основном украинские, а есть "Мы русские! Какой восторг!" -там вообще со старинных полотенец узоры сняты - кони, олени, какие-то диковиные полу- люди полу деревъя. А если просто для красоты, можно альбомы 19 века поискать, там очень милые узоры даны и даже в вариантах.
Насчет узоров
Насчет узоров могу ссылочки подсказать, но не знаю, как их тут прикрепить. Я в основном венчальные рушники шью, и в языческие символы легко вплетается крест, венец, добрые пожелания или строки молитв. Дело только в желании подобрать узор. Есть отличный сайт с узорами"рушничок" - там в основном украинские, а есть "Мы русские! Какой восторг!" -там вообще со старинных полотенец узоры сняты - кони, олени, какие-то диковиные полу- люди полу деревъя. А если просто для красоты, можно альбомы 19 века поискать, там очень милые узоры даны и даже в вариантах.
Обещать не
Обещать не могу, поскольку отсканировать страницы сама не умею... надо просить мужа.
Спасибо,
Спасибо, Иулия!
За совет-вплету крест и молитву.
Если есть ссылочка именно на рушник для иконы, буду признательна."Мы русские" сайт знаю, вот что выбирать
непонятно. Для вставки ссылки-открываете нужную страничку,выделяете адрес странички вверху: (htth/ и тд. так чтобы вся строка горела синим)и нажав правую кнопочку мышки, выбираете команду "Копировать". Потом когда на сайте Убруса пишите в форуме, в своем посте опять нажимаете правую кнопку мыши и выбираете "Вставить".
Елена
http://marry.org.ua/article/t
http://marry.org.ua/article/tr... Вот здесь мне красивый крестик попался, да и сами узоры хороши, только учитывайте, они разного размера в готовом виде, стыкуйте по счету , а не на глазок!
http://konivkrestik.narod.ru/
http://konivkrestik.narod.ru/l... А вот целый каталог сайтов с коментариями, можно неплохие узоры подобрать, на любой вкус.
надо же сколько
надо же сколько рукодельниц!Спасибо за ссылку, Юлия! Моя приятельница, вышивающая крестиком будет в восторге!Все журналы по вышивке она уже скупила, теперь с сайтов качать будет
Вот еще
Вот еще орнаменты.
http://www.my-planet.110mb.com...
Иулия, как
Иулия, как интересно!
Спаси Господи!
А для иконы на рушнике, я опять про свое,
-есть какие-то особенности.
Лариса, словами можно, исходя из сылки свадебного рушника,
http://marry.org.ua/article/tr...
что положено на "набожнике"?
Елена
спасибо :) на
спасибо :) на слух понятнее воспринимается, нужно было проговорить.
На
На здоровье! Очень была рада помочь! Пишите еще.
Я как-то имела
Я как-то имела возможность прочесть реферат подробно разбирающий как раз рушник сшитый специально как дар в храм. Так вот на нем вместо родового древа вышивались первые буквы имен святых которых женщина просила о помощи (там были Праведная Анна и Елисавета) их окружали символы материнства и плодородия (виноградные лозы, розы, восьмиконечные кресты). А еще были птицы на ветках и венок вокруг букв.
Теплее! Спасибо,
Теплее!
Спасибо, теперь буду вынашивать идею.
Елена
А почему бы не
А почему бы не вспомнить символику растений в в русском церковном обиходе ?
"... Растения, используемые для украшения храма, должны гармонировать с основным цветом, присутствующим в тот или иной праздник. ...
На Троицу ... зелень, цветы символизируют весну духовную, саму Церковь Христову, которая явлением в ней благодати Святого Духа процвела, "как крин".
... После Крестопоклонной Недели, начинающей четвертую седмицу Великого поста, в растительные композиции вводится красный цвет - знак приближающихся Страстей Христовых.
... В Страстной Пяток плащаницу Спасителя убирают, по обычаю, белоснежными цветами, напоминающими о том, что благообразный Иосиф с Никодимом, сняв Пречистое Тело Господне с Креста, рыдая, обвили Его чистою плащаницею и положили в новом гробе. Белый цвет символизирует и то, что Господь, добровольно прияв смерть и испытав разрешение души от тела, явился "чужд истления" и "умертвил ад блистанием Божества".
Белые цветы украшают обычно храм и особенно икону праздника на Преображение Господне, напоминая о нетварном свете, воссиявшем на Фаворе и явившем славу Гоподню прежде Его вольнего страдания, и зовя сопреобразиться Христу каждую душу.
Богородичным иконам полагаются в украшение цветы светлых тонов, но подойдут и голубые, и синие. На Благовещение икону, а на Успение плащаницу Богородицы принято убирать лилиями (в старину их называли кринами). Благоуханные крины напоминают нам о приснодевстве Пречистой Марии, Которой в Назарете архангел Гавриил возвестил о рождении от Нее Спасителя мира. В дни чествования архангела Гавриила его икону также украшают лилиями."
Цитаты из брошюры А.Стрижев."Цветы и храм", 1996. Издано по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
"...Пшеница означает учение Христово, доброе семя... Виноградная лоза - есть символ Христа, а ветви - символ последователей Христовых...Василек и безсмертник - символы душ праведников. Василек употребляется при освящении воды. В этом случае он является символом благодатного благоухания горнего мира, которое, через крестную силу, сохраняет воду от порчи."
Цитаты из статьи епископа Николая Охридского "Символы", опубликованной в альманахе "Къ свету" №17.
»
Людмила, ну это
Людмила, ну это слишком, дома иметь полный комплект рушников по праздникам.
Елена
Речь идет о
Речь идет о рушниках для храма.
Извините,
Извините, Людмила, я Вас не поняла сразу.
Очень полезные сведения, спасибо.
Ваши аналойники, выставленные в моей теме, часто смотрю и там как раз эта мысль просвечивает в Богородичные праздники-цветы- лилии белые, на пасху корзина разноцветных цветов и т.д ОЧЕНЬ ЦЕННО! Спасибо еще раз!
Елена
это все личная
это все личная философия автора, а не историческое исследование традиции...где ссылки на документы, источники и т.д.?
А.Стрижев дает
А.Стрижев дает список литературы на пяти страницах.
Информация
Информация интересная, если помните, у Шмелева в "Лете Господнем" тоже цветовая зависимость убранства дома и одежды с церковными праздниками наблюдается, а ведь там описан быт купечества Замоскворечья!
а если Вам не
а если Вам не составит труда, не могли бы опубликовать список литературы, очень заинтересовала тема.
Мария
Мария Евгеньевна, список литературы сфотографировала
http://fotki.yandex.ru/users/l...
В брошюре А.Стрижева - практические рекомендации по устройству зеленых насаждений на территории храма. Тема очень-очень актуальная. К сожалению, на практике царит полный безпредел, сажают все, что угодно. А ведь цветы - очень активный элемент в общей композиции с архитектурой храма.
Очень интересен второй источник, приведенный мною - сочинение свт. Николая (1881 - 1956), канонизированного Сербской Православной Церковью. Его имя включено и в месяцеслов Русской Православной Церкви. Списка литературы в этой книге нет, но думаю, что авторитет автора несомненен. Предлагаю Вам посмотреть содержание книги.
Спасибо!!!
Спасибо!!!