Допустимы ли шутки в христианстве?
о. Дионисий 20 ноября, 2008 - 11:14.
Прошу высказываться по данному поводу. Этот вопрос задел очень многих, поэтому прошу.
Мое мнение по этому поводу известно, поэтому я постараюсь самым минимальным образом влиять на ход дискуссии.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
«Вовремя и к
«Вовремя и к месту сказанная шутка способна внести лепту в борьбу с грехом» (святейший патриарх Алексий II).
Давно хотела
Давно хотела дать пространную цитату по этому поводу. Читая ее учтите, что в приведенные слова обращены от опытного беса-искусителя к начинающему.
"Я разделяю причины человеческого смеха на следующие: радость, веселье, анекдоты и развязность. Радость проявляется, когда друзья или влюбленные снова встретятся после краткой разлуки. Взрослые люди обычно придумывают какой-нибудь предлог для смеха в виде шутки. Но та легкость, с которой даже самые пустяковые остроты вызывают в такой момент улыбку, показывает, что не в шутках дело. В чем тут причина, мы до сих пор не знаем. Что-то подобное этой радости выражается в гнусном искусстве, называемом музыкой, и еще что-то похожее, говорят, бывает в раю, на небесах - какое-то бессмысленное и ненужное учащение ритма блаженных эмоций, совершенно непонятное для нас. Такой смех не в нашу пользу, и ему всегда следует противодействовать. Он просто противен и оскорбителен для того реализма, достоинства и строгости, которые все время царят в аду.
Веселость близка к радости. Это легкая пена, и рождает ее инстинкт игры. Она тоже приносит нам мало пользы. При ее помощи, конечно, иногда можно оторвать людей от чувств и от действий, угодных Врагу. Однако сама по себе она не содержит ничего хорошего, а плохое - несет: содействует мужеству, милосердию, нетребовательности и многим другим порокам.
Анекдот, помогающий внезапно увидеть смешное и нелепое, все же обещает больше. Я отнюдь не имею в виду неприличные или грубые анекдоты: они чаще всего не приводят к ожидаемым результатам, хотя посредственные искусители возлагают на них большие надежды. Следует знать, что люди в этом отношении четко делятся на два типа: для одних "нет страсти сильнее зова плоти", но неприличный анекдот не разжигает их, потому что он смешной. У других людей такой анекдот рождает смех и похоть одновременно, от одной и той же причины. Люди первого типа шутят на сексуальные темы, потому что они часто и впрямь смешны, люди второго типа просто используют повод поговорить о сексуальном. Если твой пациент принадлежит к первому типу, неприличные анекдоты тебе не помогут. Никогда не забуду те часы, которые я потерял с одним из моих первых пациентов, шатаясь в страшной скуке по барам и салонам, прежде чем усвоил себе это правило. Узнай, к какому типу принадлежит твой пациент, и следи за тем, чтобы он об этом не проведал.
Истинная польза от шуток и юмора совершенно в другом. Эта польза особенно много обещает при обработке англичан, которые смотрят на свое "чувство юмора" столь серьезно, что недостаток его - почти единственный порок, которого они действительно стыдятся. Юмор для них сглаживает и, заметь, извиняет все. Вот такой юмор совершенно неоценим как средство против стыда. Если человек просто заставляет других за себя платить - он пошляк. Если же он шутливо хвастает при этом и дразнит своих друзей тем, что они дают себя раскрутить,- он уже не пошляк, а весельчак. Просто трусость позорна, но если ее замаскировать шутливым хвастовством, юмористическими преувеличениями и комическими ужимками, она может показаться забавной. Жестокость позорна, если жестокий человек не назовет ее шуткой. Тысячи непристойных и даже кощунственных анекдотов не продвинут так человека в сторону погибели, как открытие: он может сделать почти все, что угодно, и друзья не осудят его, а восхвалят, если только он выдаст это за шутку. Кроме того, такой соблазн можно почти полностью скрыть от твоего подопечного за счет вышеупомянутого "серьезного отношения к юмору". Всякую мысль о том, что и в шутках можно зайти слишком далеко, представь ему как "пуританство" или "тупость".
Однако развязный смех лучше всего. Во-первых, он не стоит особых усилий. Только умный человек способен умело пошутить о добродетели. Но любого развязного пошляка можно научить добродетель высмеивать. Среди развязных людей всегда предполагается, что кто-то из них сказал что-то остроумное и смешное, хотя никто ничего такого и не говорил: каждый серьезный предмет они обсуждают так, как будто в нем уже нашли смешную и нелепую сторону. Устойчивая привычка к развязному смеху прекрасно защищает от Врага. Кроме того, она свободна от тех опасностей, которые содержатся в прочих видах смеха. Между развязным смехом и радостью - огромное расстояние. Развязность притупляет, а не проясняет разум и отнюдь не сближает предающихся ей. " (с)
"...юмор-это
"...юмор-это подмеченный с улыбкой тот же абсурд жизни.Если наблюдение замкнуто на само себя-то получается"без ума смеяхся".Если же за улыбкой проступает присутствие Божие-то это дело душеполезное.С другой стороны,способность к веселью,радости необходима и для сугубо духовной жизни,ибо улыбка есть антитеза унынию.
В то же время улыбка и смех как выражение радости о любящем всеприсутствии Божием,о Его милосердии,о красоте и благодатности Его творения естественны и необходимы.Необходимы как своего рода "давидиво"славословие(выражавшееся даже в танце)и как оружие против сатанинского яда и отчаяния."
Из книги иерея Михаила Шполянского "Мой анабасис,или Простые рассказы о непростой жизни".
Цитаты -это
Цитаты -это хорошо. Но почему собственнного отношения к заявленной теме мало кто высказывает?
Боюся... :)
Боюся... :)
Шутки - шуткам
Шутки - шуткам рознь. Некоторые совсем не безобидны.
Простите, меня
Простите, меня тоже "цитатная болезнь" одолела.
"
- Скажите, - спросил нас некий строгий гражданин из числа тех, что признали советскую власть несколько позже Англии и чуть раньше Греции, - скажите, почему вы пишете смешно? Что за смешки в реконструктивный период? Вы что, с ума сошли?
После этого он долго и сердито убеждал нас в том, что сейчас смех вреден.
- Смеяться грешно? - говорил он. - Да, смеяться нельзя! И улыбаться нельзя! Когда я вижу эту новую жизнь, эти сдвиги, мне не хочется улыбаться, мне хочется молиться!
- Но ведь мы не просто смеемся, - возражали мы. - Наша цель - сатира именно на тех людей, которые не понимают реконструктивного периода.
- Сатира не может быть смешной, - сказал строгий товарищ и, подхватив под руку какого-то кустаря-баптиста, которого он принял за стопроцентного пролетария, повел его к себе на квартиру.
Повел описывать скучными словами, повел вставлять в шеститомный роман под названием: "А паразиты никогда!"
Все рассказанное - не выдумка. Выдумать можно было бы и посмешнее.
Дайте такому гражданину-аллилуйщику волю, и он даже на мужчин наденет паранджу, а сам с утра будет играть на трубе гимны и псалмы, считая, что именно таким образом надо помогать строительству социализма.
И все время, покуда мы сочиняли "Золотого теленка", над нами реял лик строгого гражданина.
- А вдруг эта глава выйдет смешной? Что скажет строгий гражданин?
И в конце концов мы постановили:
а) роман написать по возможности веселый,
б) буде строгий гражданин снова заявит, что сатира не должна быть смешной, - просить прокурора республики привлечь помянутого гражданина к уголовной ответственности по статье, карающей за головотяпство со взломом.
"
И. Ильф и Е. Петров
А я вспоминаю
А я вспоминаю сказку:
Простите, по памяти:
"...Увеличив налоги народу, король спросил своего министра:
"Ну как, народ, что говорит?"
Министр отвечает:"Плачет народ, рыдает, говорит последнее забираешь"
Король министру отвечает:"Увеличить налоги еще!"
Прошло время.
Король опять спрашивает министра:"Ну как мой народ, что говорит?"
Министр:"Народ ничего не говорит, радуется, пляшет, смеется!"
Король:"Ну значит, у него больше уже ничего нет!"
Елена
Елена, а
Елена, а теперь своими словами поясните, пжста, свою цитату. К чему бы это?
Мне тоже не
Мне тоже не удалось понять глубинный смысл цитаты в контексте нашего обсуждения
А мы согласние
А мы согласние с цЫтатами. :)
Зачем по-новой формулировать то, что уже хорошо сформулировано?
У Иулии прошла
У Иулии прошла такая мысль:
"Просто иногда посмеятся над собой - это единственный способ сохранить присутствие духа".
К контексту темы может и не относится, но мы часто уезжаем в другую сторону. Извиняюсь.
Елена
Слова из песни-
Слова из песни- "И смеяться и плакать мне хочется.А зачем и сама не пойму".Вот я и смеюсь и плачу по мере душевного настроения.Я за шутки,за добрый юмор.Все в этой жизни относительно.Посмеялся с человеком,пошутил и развеял его тоску и чуть чуть помог ему уже отчаявшемуся в жизни.Сделал благое дело, получил плюсик в свою и его копилочку хороших дел. Посмеялся и пошутил с человеком, а он все принял на свой адрес и обиделся на тебя - минус тебе и ему, подверг его в уныние,спровоцировал его на грех(обиду).
Где же она эта золотая середина? По-моему каждый должен решать сам,каждый должен чувствовать что уместно, а что нет.
История из моей жизни: Со мной работала одна женщина,которая очень любила высмеивать других, да так высмеивала, что до слез доводила.И вот когда увидит, что человек плачет, то сразу успокаивается и веселеет.Как то раз решила посмеяться надо мной, она смется и я с ней,она мне скажет что нибудь, и я ей в ответ про себя же,сама над собою подшучиваю.И так и сяк старается, но не плачу я и все тут, а смеюсь. Не выдержала и спрашивает меня -Тань, ты что дура, я над тобою смеюсь, а ты не обижаешся? А ей со смехом - Ага, а как ты догадалась? Меня брат в детстве уронил на пол, головой вниз, что то там сдвинулось и теперь я почему то смеюсь, где нормальные люди обижаются.Но ты не обижайся, не повезло тебе со мной,ну что поделаешь,вот такая уродилась.Что с дурочки возьмешь. Больше она надо мной не смеялась, а тех кто плачем реагировал на нее постоянно доводила до слез.Вот такая история.
Лена, откуда
Лена, откуда это? Я совсем недавно что-то подобное читала, никак не могу вспомнить...(если не ошибаюсь, то ли Православи ру, то ли Православие и Мир...)
Смысл, насколько я помню, примерно такой: люди смеялись от того, что им уже было нечего терять. Но - в каком контексте эта притча - не помню.
Елена,
Елена, извините, не поняла, что хотели сказать? Без обиды -что-то плохо сегодня соображаю, поясните?
Я думаю
Я думаю человеку надо по-доброму, безобидно посмеяться, когда по-настоящему плохо. Я бы еще и потанцевала, ввиду моего танцевального прошлого.
Вот так:
http://rutube.ru/tracks/103530...
Елена
Шутки в Церкви
Шутки в Церкви тоже должны быть назидательные. Ведь много разных забавных случаев из жизни св. Отцов и прихожан. Оговорки меня не веселят, а стихи хоть и легко читаются очень смахивают на "вредные советы" наверное в таком стиле написаны. Надеюсь ни кто на меня не обидется.
Толстой сразу
Толстой сразу на ум приходит,а не церковь.
В школе "Назидательными рассказами для детей" Толстого ещё как донимали.
Назидательность как цель вызывает или сочуствие,или раздражение.
Думаю,
Думаю, заслуживает внимания...
http://karelin-r.ru/faq/answer...
Если смех и
Если смех и шутки не мешают вам плакать о своих грехах и быть совершенно серьезными на молитве, то почему же не посмеяться? Только нужно быть уверенными, что не мешают.
Я знал одного диакона (сейчас он уже священник) любителя пошутить. Так он даже на литургии возглашал так, что это выглядело какой-то насмешкой или иронией...
Наташа спасибо
Наташа спасибо за ссылку.Еще раз показывает тонкую грань.Шутить тоже надо уметь, а самое главное воспринимать шутку.
Мне бы было это
Мне бы было это слушать очень противно, я бы в этот храм не стала ходить.
Со своей стороны, соглашусь с самым первым сообщением (Лены): без здорового юмора в семье (да и любом коллективе, я думаю, т.е. в ситуации, где больше, чем только Бог и человек, ну, и не во время молитвы, и т.п. - это уже, наверное, на грани кощунства) не обойтись никак! Мы все (как ни странно) довольно сильно отличаемся друг от друга, и юмор частенько бывает той ниточкой, которая помогает "нащупать" и другие "похожести". Потом, в отношениях между супругами, особенно в минуты недопонимания, юмор - проверенное средство быстро "разрядить" обстановку. Под юмором я ни в коем случае не имею в виду сарказм, или даже иронию! (лично я думаю, по поводу иронии, что она возможна (только - возможна) в крайних случаях - в разговоре с ярыми противниками православия, и то, только потому, что они, как слишком "запущенные" дети (которые, бывает, без затрещины просто не слышат то, что им говорят), по-другому не поймут, ну, для их же возможной пользы :))
Никогда такого
Никогда такого не видела! Поразительно, но движения этого молодого человека явственно напомнили мне походку шимпанзе (кстати, я не большая их поклонница)! (вроде, во времена Дарвина, этого танца еще не существовало? ;))
Спасибо, танец
Спасибо, танец очень смешной, но вы правы, о таком смехе я и говорила.
Юмор
Юмор священослужителей допустим в частной беседе, а не в храме, я думаю. Был у нас с мужем случай - пожаловались батюшке, что не можем дом отыскать, в центре села хотелось. А батюшка нас обсмеял слегка, подразнил, а мы посмеялись. Через неделю дом нашли, правда не в центре, зато возле храма.
Вот, пришло на
Вот, пришло на ум по поводу "тонкой грани". Прошу меня поправить, ежели я не права.
Я совсем не против нее, абсолютно, но - между разговлением и объядением тоже есть тонкая грань (и где ее только нет в нашей жизни), так что теперь, держать постоянный пост (говорим про нашу обычную жизнь, не про сугубые подвиги или монашествующих)?
Мне думалось, что христианство нас учит (помимо прочего) искать срединный, "золотой" (особенно интересно это на данном форуме ;)) путь... видите ли, ошибок в этом делании вряд ли избежать, другое дело, что всем хочется, чтобы их было поменьше, и они бы были поменьше. А вешки на этом пути всем, вроде, известны.
Если
Если обосновывать юмор теоретически,то может помочь Козьма Прутков :
"Вы любите ли сыр?"- спросили раз ханжу."Да",-отвечал ханжа."Я вкус в нем нахожу."
Прочитала
Прочитала ссылку про разговор о.Вениамина и Архимандрита Рафаила.Решила посмотреть в Толковом словаре, что значит шутить.Вот что нашла: "1)- Говорить что-либо ради забавы,смеха,развлечения. 2)- Над кем-то,чем-то насмехаться,издеваться. 3)- Относиться к чему-то недостаточно серьезно,без должного внимания".Получается, что шутить нельзя-грех.
А вот читая Евангелия от Луки гл.16- Притчу о неверном управителе.Очень поразили слова Иисуса Христа- " Я говорю вам: ПРИОБРЕТАЙТЕ СЕБЕ ДРУЗЕЙ БОГАТСТВОМ НЕПРАВЕДНЫМ, ЧТОБЫ ОНИ, КОГДА ОБНИЩАЕТЕ, ПРИНЯЛИ ВАС В ВЕЧНЫЕ ОБИТЕЛИ." Подумала как же это понимать, неужели Господь учит нас обманывать хозяина,неправедным путем обогощаться? Не понимаю, но чувствую что не такой смысл в этом.Не может Господь этому учить.Потом нашла ответ на свои сомнения.
Оказывается Господь этой притчей учит нас смекалке,совершил ты плохой поступок,обманул хозяина(Господа),не жди когда хозяин тебя накажет(Суд Божий),а пока ты еще управляющий( пока живешь),найди возможность,смекни как поступить, чтобы умалить вину свою.Если ты нажил богатство неправедным путем,то не жди Суда Божия,а поделись с неимущими,раздай бедным.Это неучтется тебе в заслугу, но уменьшит твою вину.
К чему я эту притчу привела, мне кажется, что в ней как раз можно усмотреть эту тонкую грань Как из плохого поступка можно перейти к хорошему.С одной стороны плохо поступил -обманул хозяина,с другой стороны хорошо -смекнул как исправить свое положение.
Говорят,что
Говорят,что безудержный смех и постоянное желание шутить иногда является признаком невроза...Валерьяночки тогда надо.Но когда обстановка накаляется и надо показать,что вы не зазнаетесь,а просто молчите по делу то,наверное,можно разрядить обстановку и немного пошутить.Но везде надо рассуждение.Как и где уместно это делать надо решать индивидуально.Но,сначала валерьянки....
А еще
А еще говорят,что любовь все оправдывает...Для меня идеалом юмора является юмор арх.Павла Груздева Если с любовью,то все на пользу.Где то в книге его жизнеописания написано,что нельзя повторять поступки о.Павла,потому что он действовал и говорил иногда как юродивый и только с любовью и не получиться у всякого так же.Кто читал его рассказы понимает о чем я говорю...
Да Мариночка,я
Да Мариночка,я читала книгу об о.Павле,о его жизни и она изменила мое понимание о святости.Слава Богу, что я ее купила.
Пришла в "Троицкую книгу" увидела на полке эту книгу и рука потянулась к ней,взяла полистала,какая то ерунда,поставила.Пошла в другой зал,там выбрала книгу,вернулась назад,опять взяла книгу про о.Павла,полистала,опять поставила на полку.Снова бродила по другим залам и снова возвращалась к этой книге.Купила,долго не могла начать ее читать,начинала и бросала.Как будто специально лукавый не хотел, чтобы я это прочитала и изменила свое понимание жизни.Слава Богу, что сумела преодолеть себя и купила эту книгу.
Называется "Последний старец", автор Наталья Смирнова(Черных).
Валерьянку
Валерьянку выпила и скажу: действительно, эта книга производит непростое впечатление. Поначалу, во всяком случае, а уж открывать ее с середины, чтобы узнать "об чем речь" - вообще не стоит. И, несмотря на очевидность высокой духовности о.Павла, некоторые (ну буквально 2-3) шутки, имхо, все-таки не стоило бы обнародовать. Уж слишком они личные, под конкретного человека.
Да Олечка
Да Олечка слишком тонка грань, может толкнуть в ту или другую сторону.Слава Богу, что Господь открыл мне глаза через эту книгу,другому может закрыть.Советовать не берусь.Не навреди.
Да, может сам
Да, может сам о.Павел и не стал бы все рассказывать где и когда кому он что сказал.Я больше имею ввиду его рассказы.Про комплексный обед и про колхоз, где священник постриг всех в монашество.А в книге " Последний старец" все подряд написано.
Вот да, я
Вот да, я поначалу неудачно открыла и закрыла с такими примерно глазами , а муж открыл удачнее :), и посоветовал с начала почитать. Но я все-равно в некоторой претензии к редакторам, ведь книга для широкого круга читателей, однако...
Дело еще в том
Дело еще в том что в нашем городе живут люди,которые знали о.Павла при жизни. От них я больше получила представление о нем,чем из книги.
Прошу обратить
Прошу обратить внимание, что это художественно-документальное произведение и оно отличается от житийной литературе о святых.Житие святых пишется по другим правилам и пишется после смерти святого,где красной чертой выделяется путь спасения этого человека и обретение им святости.А в художественом просто рассказ о жизни человека на основе документов.Поправьте,если я ошибаюсь.
Отец Павел не
Отец Павел не Святой пока еще....Я еще хотела обратить внимание на произведения Лескова. Например повесть "Соборяне" Рассказы у него всякие есть.До слез смешно иногда, иногда наоборот драматично.Но "Соборяне"- это нечто!Особенно диакон!Одно описание как он пел чего стоит!Какой он в душе ребенок, искренний и величественный одновременно...Так увлекся разучиванием фразы из духовного концерта,что когда Епископа поздравляли в храме несколько раз пропел в полголоса(а голос как гром)-"Уя-а-а-звлен!"За это его и выгнали из хора.А потом у студента медицинского института выкрал скелет,чтобы похоронить по-человечески...
Да, на мой
Да, на мой взгляд смеяться над собой очень полезно.
Но каждый все равно останется при своем мнение.
Присоединяюсь
Присоединяюсь к Вашей любви к "Соборянам"!
А Олесю Николаеву "Ничего страшного" читали?
Нет,не читала
Нет,не читала Олесю Николаеву. Наверное наша современница?
Да, не буду про
Да, не буду про нее много писать, информацию найти не сложно, я читала только одну вышеназванную книгу, кстати, оформленную рисунками Е.Черкасовой. О.Николаева - матушка, супруга о.Владимира (Вигилянского), руководителя пресс-службы Московской Патриархии (но это все я узнала уже после прочтения книжки, в процессе поиска в сети еще произведений О.Николаевой :)). В общем-то, в этой книге со здоровым юмором рассказывается о внутренних делах (проблемах, если хотите) современной церкви. Мне лично понравилось настолько, насколько вообще может нравится такая литература. Нет лишнего пафоса и слащавости, в то же время, нет издевательств и язвительных замечаний. Ну, не хочется много-то писать, лучше уж прочтите, при возможности. :) Однако, замечу, что один наш знакомый, не очень давно воцерковившийся (-ляющийся) коммунист (бывший, конечно :)), раскрыл, прочел немного и закрыл со словами: читать не буду, там над священнослужителями смеются. Т.е. белое-белое, черное-черное. С таким подходом, действительно, лучше не читать мало-мальски "неформальных" книг. Хотя, еще раз выскажу свое мнение, дерзостей я там не заметила. :)
Поищу,заинтриго
Поищу,заинтриговали...
Давненько
Давненько читала О. Николаеву, "Инвалид детства" понравился, а "Мене текел фарес" по-моему ужасно, даже не смогла дочитать. И потом неск. дней хотелось забыть это неприятное впечатление от книги. Конкретно сейчас не приведу примеров иронии оттуда (видимо удалось таки забыть), но помню что книга показалась злее "Современного патерика" Кучерской.
Удивили, насчет
Удивили, насчет злобы. Видимо, все слишком разными глазами смотрят. Нисколько не вызываю Вас на спор, это Ваше и мое право - придерживаться собственного мнения.
Ни иронии, ни уж, тем более, злобы, на мой взгляд, там нет. Там нет цели надсмеяться над церковью и (или) ее служителями, показать их с глупой или дурной стороны. Зато, что важнее, там есть такие тонкие психологические моменты (прикрытые, правда, легкостью и некоторой шутливостью повествования, что вызвано, во-первых, характером самой героини), которые просто поражают глубиной и серьезностью, ну, почти до слез, если хотите.
Почитала
Почитала немного,там всего 52 страницы,но концентрированный текст! Конечно,нравиться, очень жизненно и правдиво. Видно,правда,что не Достоевский писал, но для журналиста очень прилично. А, главное, по духу наше. Поражает спокойное описание всяких бед, которые случались с домом как бы,а хозяйка со смирением все принимала. Еще восторг, радость так и бьют в глаза с каждой строки. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОКТЕЙЛЬ :)
Я нашла пока
Я нашла пока только "НИЧЕГО СТРАШНОГО"
Признаюсь Вам,
Признаюсь Вам, Марина, эта повесть мне больше всего понравилась из всего сборника, там, действительно, много довольно забавных, и, в то же время, поучительных ситуаций :) ИМХО - такая литература для легкого чтения (в дороге, например), чтобы мозги не засорять газетками, допустим (ну, - и душу), и польза чтобы была хоть какая-то. Такие книги тоже должны быть в доме.
допустимость или недопустимость
Позволю себе процитировать о. Дионисия из другого правда поста: "Просьба соблюдать "политкоррекцию". Никого не хочу обидеть, но шутки про Причастие или исповедь не считаю вообще "шутками". Простите меня.
В жизни, к
В жизни, к сожалению, такие истории бывают — почище всяких анекдотов.
Так может
Так может плакать надо, а не смеяться?
Можно плакать,
Можно плакать, когда не видит никто.
Лучше
Лучше плакать,чем смеяться.У святых отцов читала- смеяться грех,лучше улыбаться. А у нас смех сквозь слезы получается.Что творим,сами не понимаем, поэтому жизнь и преподносит такие вот сюрпризы( я про свой рассказ о причастии).Но такова жизнь и плохое и хорошее идут рядом.
цитата в тему :)
"...Бог не дает нам спокойствия и счастья, к которым мы так стремимся, но Он очень щедр на радость, смех и отдых. Мы не знаем покоя, но знаем веселье и даже восторг. И понятно почему. Уверенность благополучия обратит сердце к временному, отрывая его от Бога. Редкие радости любви, прекрасный пейзаж, музыка, беседа, купанье или матч такого эффекта не имеют. Отец подкрепляет нас в пути, но строго следит, чтобы мы не приняли за собственный дом придорожную таверну" (выделено мной) К.С.Льюис "Страдание"
Ничего подобного.
Разве можно с этим согласиться, особенно со вторым тезисом? Люди всю жизнь только и занимаются тем, что предаются радостям любви, путешествиям, слушанию музыки, разговорам и развлечениям.
Радостям
Радостям глазения вульгарных ТВ программ и фильмов, поглащения пепси-колы, суши из китайского ресторана, поездкам в Турцию не меньше, болтанию по телефону-да, согласна-отвращает, отворачивает от Господа. А то, что описала Оля-момент когда пролетела красивая бабочка, когда взгляну в окно увидел набухшие почки и молодые листочки, вид Храма проездом из авто не пресыщают, наполняют радостью мимолетной, но осядает в сердце.
Елена
Очень люблю эту
Очень люблю эту книгу К.С.Льюиса "Страдание". В контексте книги совершенно понятно, о каком малом утешении он говорит, о чем цитировала Оля. Сам автор был очень добрым человеком, почитать хотя бы удивительную историю его женитьбы.
romantaran
Разве можно с этим согласиться, особенно со вторым тезисом?
Можно, конечно, если относится ко всему перечисленному, именно как ко временному, преходящему; только вешкам (вехам) на пути ко Господу. И как к Его подаркам (по сути - за все благодарить Бога, любую мелочь, особенно радостную, воспринимать как Его дар).
И, потом, необходимо помнить, что К.Льюис был англиканин. И при этом сумел так предельно точно передать некоторые совершенно православные взгляды на веру... знаете, его необходимо читать. Скажу еще, чем меня лично Льюис поразил и покорил: в двух местах (в совершенно разных произведениях) он сумел так описать присутствие Бога, или Царствие Небесное, что... в общем, я совершенно явно ощутила, поняла, что именно так все и есть, вот это то, что есть на самом деле. (Кстати, то же касается и ада). Это очень ценный опыт.
Леночки, я с вами обеими согласна. :)
Чтобы
Чтобы упорядочить процесс вхождения в Церковь, настоятель Свято-Ильинского храма протоиерей Игорь Аксенов предложил ввести паспорт члена РПЦ, где будут указаны основные этапы церковной жизни верующего, включая катехизацию.
"Вода живая",10.04.09