Об орнаменте

Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Павел Флоренский :
«... Орнамент философичнее других ветвей изобразительного искусства, ибо он изображает не отдельные вещи, и не частные их соотношения, а облекает наглядностью некие мировые формулы бытия. Если орнамент кажется лишенным трансцендентного содержания, то это – по малой доступности его предмета сознанию, не привыкшему к орлим взлетам над частным и дробным.
.... орнамент, созданный в иные времена, монументального мышления и монументального мирочувствия, недоступен в своем мировом смысле мелкому сознанию современности, и оно пользуется этими таинственными и насыщенными величавою мыслью схемами бытия как внешним украшением ...»

Цитата из работы «Анализ пространственности (и времени) в художественно-изобразительных произведениях», написанной в 1924 году.
Подробнее см. в книге : священник Павел Флоренский «Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии», М.2000, стр. 158 -163.

Изображение пользователя Татьяна Красько.

Удивительно! Я

Удивительно! Я благодарю вас за "выделенную" отсылку П.Флоренского, т.к. всегда смущалась своей привязанностью к орнаментальному выражению "мирочувствия". Ведь очень часто  размышляя или задумываясь о чем-то, рисую откуда то возникающие мотивы орнаментов... они теснят друг друга, вступают в диссонанс или создают довольно гармоничную картину.  Но мне думалось, что "вторичность" орнаментального искусства - это данность, о которой не спорят. Так помыслить ... Удивительно!

Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Да, преклоняюсь

Да, преклоняюсь перед глубиной мыслей о. Павла Флоренского...

Изображение пользователя marinamarskaya.

Орнамент не может быть внешним украшением.

Орнамент не может быть внешним украшением. И не должен им быть.

Однажды я столкнулась первый раз с необходимостью окружить орнаментом по кайме лицевой средник. Вопрошала всех пробегавших мимо иконописцев, и была озадачена их устойчивым мнением, что надо ПРОСТО где-то взять готовый (вышитый на древнем произведении шитья) орнамент и сделать его копию на моей кайме...

Вот некоторая примитивная аналогия этому явлению:

Есть песня, но нет припева (ясно выраженной, главной мысли этой самой песни).

Зачем мучиться? Ведь довольно взять любой понравившийся припев из любой, ранее сочененной песни и вставить в вашу. И все будет, говоря современным жаргоном:  "тип-топ".

Подобрать слова и доводы для того , что бы объяснить почему не стоит этого делать очень трудно. Пожалуй, только Флоренский смог описать , объяснить и направить наше понимание этих основных вопросов творчества.

Людмила, спасибо за цитату.

Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Спасибо! Даже

Спасибо! Даже деткам при обучению теме" Орнамент" можно в художке зачитывать!

и всю книгу теперь прочту, если найду 

Изображение пользователя Radi.

Это про меня!

Это про меня! Не нравится мне готовое, даже красивое. Что-то "свое" надо, помучаться, понять чего хочется, словами не выразить бывает чего хочу, но сердцем... Не все могут взять и "прилепить" припев. И дело не в самомнении о сеьбе великом, просто моя мысль работает по другому чем у отличного древнего орнаментиста, и я хочу сказать о том же, о чем и он, но "своими словами".

Елена

Изображение пользователя marinamarskaya.

.

 Своим голосом, из своего сердца и понимая о чём.

 

Изображение пользователя Светлана Ан.

Именно так.

Именно так.

Radi пишет: .

Radi пишет:

. Что-то "свое" надо, помучаться, понять чего хочется, словами не выразить бывает чего хочу, но сердцем... 

Наверное понимание не сразу приходит. Сначала я пытаюсь понять к чему  вообще прикосаюсь ( про себя во всяком случае). И что делать начинающим, если пока не можешь "своими словами" передать?

Изображение пользователя marinamarskaya.

Ключевые

Ключевые слова:

Людяммила пишет:

  
Сначала пытаюсь понять к чему  вообще прикосаюсь.

Дальше с упованием на помощь Божию всё получится. Елена Юрьевна часто повторяет замечательные слова: " Вы все умеете, только пока об этом не знаете".

Грустно, когда безответственность прикрывается словами "начинающий". У меня нет детей, но те мамы, которые есть здесь на сайте может быть подскажут: как они воспринимали своего первого ребенка, неужели как черновик? Даже если и ошибались в чем-то, относились с полнотой ответственности на какую только были способны.

А работа для храма неужели менее ответственна чем вся наша жизнь? Никто наверное не согласится воспринимать и свою собственную жизнь как черновик.

Не верю в существование "начинающих". Или шить или не шить: вот в чем вопрос Smile

И решается он, как Вы, Людмила, справедливо заметили перед тем как взять иголку в руки.

У всего есть

У всего есть НАЧАЛО. Дышать, говорить, ходить,и можно продолжать список до бесконечности, мы тоже начинаем с первого вздоха, шага, падения.........

 

 

Изображение пользователя marinamarskaya.

Бережно.

Но не безумно :))

Здесь аналогия не верна.

У каждого возраста человека свои дела и своя мера ответственности.

Иголку  вы берете в руки уже тогда, когда и дышать и ходить и даже нитку вдевать и узелок делать умеете. :)

Уже не родители отвечают за ваши первые во всём шаги, а вы сами за каждый шаг своей жизни. И церковное искусство, раз уж решились приступить к нему, достойно ответственного отношения. Достойно бережного подхода.

 

 

Согласна!

Согласна!

Но хочу все-таки добавить, что хоть и умею нитку в иголку втавлять, но ощущаю себя ребенком в этом начинании. А если бы не чувствовала ответственности за свое действо, не пыталась бы и разобраться и понять. 

Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Согласна с

Согласна с Мариной. Это и есть страх Божий - не всуе декларируемый, а на деле.

Изображение пользователя Н а т а л ь я.

Даже, добавила

Даже, добавила бы, не просто достойно бережного подхода, а требует его как непременное условие, ибо нельзя, как известно, творить дело Божие с небрежением.

Изображение пользователя Светлана Ан.

Золотые слова.

Золотые слова.

Людмила,

Людмила, разрешите привести еще несколько строк из этой работы Павла Флоренского:

Приблизительные  цитаты: 

 "наряду с чувственными образами и над ними существуют также не чувственные, но вполне реальные типы и виды соотношения между собою чувственного, ритмы и закономерности чувственного и даже сверхчувственного."

"Эти ритмы бытия, законы мировой жизни и типы конкретности вполне могут быть предметом, выражаемым или передаваемым посредством художественного произведения."

"Орнамент - глубочайшее проникновение в ритм и строй жизни. "

"Отвлеченное украшение, рассматривающееся как таковое, возникает только в дробящихся и лишенных органической цельности культурах...Тут только и появляется орнамент в современном, т.е. обмирвщленном смысле. А в цельных культурах орнамент всегда был искусством прикладным..., направляющееся не на самостоятельно взятую красоту, а на целое культуры, где красота служит лишь критерием истины."

__________________________________________

Мне очень нравятся орнаменты на церковных тканях. Может, кто знает, есть ли что нибудь почитать о них? И еще о прикладном искусстве, как его определил П.Флоренский.

Нет ли связи между орнаментом и музыкой?

 

 

Hosted by uCoz