Об орнаменте
Павел Флоренский :
«... Орнамент философичнее других ветвей изобразительного искусства, ибо он изображает не отдельные вещи, и не частные их соотношения, а облекает наглядностью некие мировые формулы бытия. Если орнамент кажется лишенным трансцендентного содержания, то это – по малой доступности его предмета сознанию, не привыкшему к орлим взлетам над частным и дробным.
.... орнамент, созданный в иные времена, монументального мышления и монументального мирочувствия, недоступен в своем мировом смысле мелкому сознанию современности, и оно пользуется этими таинственными и насыщенными величавою мыслью схемами бытия как внешним украшением ...»
Цитата из работы «Анализ пространственности (и времени) в художественно-изобразительных произведениях», написанной в 1924 году.
Подробнее см. в книге : священник Павел Флоренский «Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии», М.2000, стр. 158 -163.
- Блог пользователя LudmilaKleshnina
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Удивительно! Я
Удивительно! Я благодарю вас за "выделенную" отсылку П.Флоренского, т.к. всегда смущалась своей привязанностью к орнаментальному выражению "мирочувствия". Ведь очень часто размышляя или задумываясь о чем-то, рисую откуда то возникающие мотивы орнаментов... они теснят друг друга, вступают в диссонанс или создают довольно гармоничную картину. Но мне думалось, что "вторичность" орнаментального искусства - это данность, о которой не спорят. Так помыслить ... Удивительно!
Да, преклоняюсь
Да, преклоняюсь перед глубиной мыслей о. Павла Флоренского...
Орнамент не может быть внешним украшением.
Орнамент не может быть внешним украшением. И не должен им быть.
Однажды я столкнулась первый раз с необходимостью окружить орнаментом по кайме лицевой средник. Вопрошала всех пробегавших мимо иконописцев, и была озадачена их устойчивым мнением, что надо ПРОСТО где-то взять готовый (вышитый на древнем произведении шитья) орнамент и сделать его копию на моей кайме...
Вот некоторая примитивная аналогия этому явлению:
Есть песня, но нет припева (ясно выраженной, главной мысли этой самой песни).
Зачем мучиться? Ведь довольно взять любой понравившийся припев из любой, ранее сочененной песни и вставить в вашу. И все будет, говоря современным жаргоном: "тип-топ".
Подобрать слова и доводы для того , что бы объяснить почему не стоит этого делать очень трудно. Пожалуй, только Флоренский смог описать , объяснить и направить наше понимание этих основных вопросов творчества.
Людмила, спасибо за цитату.
Спасибо! Даже
Спасибо! Даже деткам при обучению теме" Орнамент" можно в художке зачитывать!
и всю книгу теперь прочту, если найду
Это про меня!
Это про меня! Не нравится мне готовое, даже красивое. Что-то "свое" надо, помучаться, понять чего хочется, словами не выразить бывает чего хочу, но сердцем... Не все могут взять и "прилепить" припев. И дело не в самомнении о сеьбе великом, просто моя мысль работает по другому чем у отличного древнего орнаментиста, и я хочу сказать о том же, о чем и он, но "своими словами".
Елена
.
Своим голосом, из своего сердца и понимая о чём.
Именно так.
Именно так.
Radi пишет: .
. Что-то "свое" надо, помучаться, понять чего хочется, словами не выразить бывает чего хочу, но сердцем...
Наверное понимание не сразу приходит. Сначала я пытаюсь понять к чему вообще прикосаюсь ( про себя во всяком случае). И что делать начинающим, если пока не можешь "своими словами" передать?
Ключевые
Ключевые слова:
Сначала пытаюсь понять к чему вообще прикосаюсь.
Дальше с упованием на помощь Божию всё получится. Елена Юрьевна часто повторяет замечательные слова: " Вы все умеете, только пока об этом не знаете".
Грустно, когда безответственность прикрывается словами "начинающий". У меня нет детей, но те мамы, которые есть здесь на сайте может быть подскажут: как они воспринимали своего первого ребенка, неужели как черновик? Даже если и ошибались в чем-то, относились с полнотой ответственности на какую только были способны.
А работа для храма неужели менее ответственна чем вся наша жизнь? Никто наверное не согласится воспринимать и свою собственную жизнь как черновик.
Не верю в существование "начинающих". Или шить или не шить: вот в чем вопрос
И решается он, как Вы, Людмила, справедливо заметили перед тем как взять иголку в руки.
У всего есть
У всего есть НАЧАЛО. Дышать, говорить, ходить,и можно продолжать список до бесконечности, мы тоже начинаем с первого вздоха, шага, падения.........
Бережно.
Но не безумно :))
Здесь аналогия не верна.
У каждого возраста человека свои дела и своя мера ответственности.
Иголку вы берете в руки уже тогда, когда и дышать и ходить и даже нитку вдевать и узелок делать умеете. :)
Уже не родители отвечают за ваши первые во всём шаги, а вы сами за каждый шаг своей жизни. И церковное искусство, раз уж решились приступить к нему, достойно ответственного отношения. Достойно бережного подхода.
Согласна!
Согласна!
Но хочу все-таки добавить, что хоть и умею нитку в иголку втавлять, но ощущаю себя ребенком в этом начинании. А если бы не чувствовала ответственности за свое действо, не пыталась бы и разобраться и понять.
Согласна с
Согласна с Мариной. Это и есть страх Божий - не всуе декларируемый, а на деле.
Даже, добавила
Даже, добавила бы, не просто достойно бережного подхода, а требует его как непременное условие, ибо нельзя, как известно, творить дело Божие с небрежением.
Золотые слова.
Золотые слова.
Людмила,
Людмила, разрешите привести еще несколько строк из этой работы Павла Флоренского:
Приблизительные цитаты:
"наряду с чувственными образами и над ними существуют также не чувственные, но вполне реальные типы и виды соотношения между собою чувственного, ритмы и закономерности чувственного и даже сверхчувственного."
"Эти ритмы бытия, законы мировой жизни и типы конкретности вполне могут быть предметом, выражаемым или передаваемым посредством художественного произведения."
"Орнамент - глубочайшее проникновение в ритм и строй жизни. "
"Отвлеченное украшение, рассматривающееся как таковое, возникает только в дробящихся и лишенных органической цельности культурах...Тут только и появляется орнамент в современном, т.е. обмирвщленном смысле. А в цельных культурах орнамент всегда был искусством прикладным..., направляющееся не на самостоятельно взятую красоту, а на целое культуры, где красота служит лишь критерием истины."
__________________________________________
Мне очень нравятся орнаменты на церковных тканях. Может, кто знает, есть ли что нибудь почитать о них? И еще о прикладном искусстве, как его определил П.Флоренский.
Нет ли связи между орнаментом и музыкой?