"неправославные" техники золотного шитья
Наталья С. 2 октября, 2006 - 17:34.
Существует масса техник, швов в золотном шитье различных народов, например, оттенное золото, бухарское золотное шитье (например, тот же кандагарский шов). Вопрос к преподавателям мастерской : допустимо ли в православной вышивке их использовать. Спасибо.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Не думаю, что у
Не думаю, что у меня есть право категорично судить о том, что допустимо, а что нет. Использование определенных техник --- это традиция, а не правило. В неком одиозном пособии по церковной вышивке я даже читала о том, что какие-то прикрепы являются "каноничными", и что их применение строго регламентировано. От таких ревнителей "канона" хочется бежать куда подальше...
В последнее время я часто "всматриваюсь" в произведения шитья второй половины XVI в. И все более прихожу к выводу, что это было чрезвычайно "революционное" время в истории шитья. Начинают применяться такие технические приемы, о которых раньше и слыхом не слыхивали! В первую очередь, конечно, я имею в виду мастерскую Старицких. Кажется, в Каталоге шитья на этом сайте кое-что представлено. В свое время Старицкие не побоялись заимствовать из китайской вышивки прием, которым шиты облачка (небесные сегменты, пространство вокруг символов евангелистов). Впервые тогда появились многоцветные прикрепы, которые сейчас почему-то называют "годуновскими". А чего стоят имитации роскошной парчи в одеждах предстоящих на плащаницах! Если технические приемы художественно обогащают произведение - что в этом плохого? Думаю, никому не придет в голову, что эти нововведения в шитье мастерской Старицких как-то повредили его "каноничности". Дух этих вещей - совершенно русский! Как и пелены "Крест с праздниками" Софьи Палеолог из ТСЛ (где вся поверхность доличного покрыта цветными крапинками, как в итальянских вышивках), как и пелены "Рождество Богоматери" из ГТГ (шитой сложным швом, который называется у нас "двойным восточным" или "южным", хотя это классический шов западноевропейской вышивки XV в.) Стиль произведения во многом определяется рисунком, прорисью. Кстати, знаменитая мастерская новгородского святителя Евфимия (вторая треть XV в.) стопроцентно повторяет технику той же европейской вышивки --- шитье гладью с переливом тонов. Однако "евфимиевский стиль" считается одной из вершин древнерусского шитья. Наверно потому, что главное - это то, что есть МЫ САМИ, ведь мы наполняем наши работы СОБОЙ...
Что касается техники "ор ню", или "оттененное золото", то у нее, безусловно, есть своя специфика. Средневековые западные вышивальщицы (или вышивальщики) работали в очень тесном контакте с художниками. Последние наносили рисунок на ткань очень подробно, цветными красками, что технически очень облегчало задачу вышивальщика. Эта техника настолько, в моем, например, сознании, связана с определенным стилем - вобщем-то, чуждым православной традиции,- что я не могу себе представить ее в наших работах. Тут нужен новый прорыв, новые Старицкие! В истории древнерусского шитья я знаю только один пример применения техники "ор ню" (и то, насколько я смогла разглядеть, - может, и ошибаюсь): это более старая часть плащаницы из Музеев Кремля (опубликована в Маясовском каталоге и в "Убрусе" № 4), там горки и саван как будто так шиты.
Картинки: http://ubrus.ru/node/258
Приемы бухарского золотного шитья, как мне кажется, в орнаментальном применить - вообще нет проблем. А что такое кандагарский шов, я не знаю. Расскажете?
Вобщем, я думаю, главное - это чтоб КРАСИВО, чтоб смотреть и радоваться, и чтоб душа при этом славила Творца!
Елена, как вы
Елена! Низкий
Когда работа
Когда работа "наполняется собой", это происходит по нашей немощи. Сверхзадача любой работы церковного искусства - через художественные образы выразить во всей полноте православное учение. Поэтому выбирая новую технику, прежде всего надо задуматься, насколько эта техника соответствует богословскому смыслу выполняемой работы. Новаторство - удел большого мастерства. Тем, кто еще не достиг этого, именно канон дает гарантию того, что работа будет церковной. Следование канону можно понимать как смирение, вознаграждаемое большим творческим удовлетворением.
На мой взгляд неприемлемы для церковных работ - вышивка "крестиком", техника гобелена, машинная вышивка, шерстяные нитки.
"Наполнение
Вы правы, Роман,
Ольга (которая
Если нас
ольга морева
Православный
А.Кураев
Уважаемый
У нее патент на
увидеть его
А не тот ли это
А не тот ли это шов, что в старом форуме мы обсуждали, очень напоминает домонгольский шов "на проем"...
Я видела ее работы с ликами, шитыми запатентованным швом. Очень напоминает старинный, домонгольский шов, который описывает матушка Марионилла.
Серьезно
Люба, а где
Люба, а где можно о домонгольском шве почитать?
Елена
У меня в
У меня в конспекте есть... Рисунок и описание. Я перепишу на форум...
Думаю, это все
Думаю, это все же утка. Однако работ О. Моревой не видала. Да и не я одна!
Спаси
Спаси Господи!
Я еще Люба не отчаялась оборо копеечки увидееть.
Как Ваша работа новая-вошли в новый режим?
Елена
А я видела
А я видела работы Моревой и шов этот видела вживую. Она шила этим швом лики.
Лена, я всё помню... Сделаю обязательно (завтра).
Режим работы всё тот же... Надо сделать за один-два дня то, что вышивается неделю...
Спасибо,
Спасибо, Люба!
Ну и как лики Моревой? Ваше резюме?
Елена
Всё такое
Всё такое миниатюрно-сувенирное, с народными элементами. А лики как тканые - горизонтальными стежками...
Иконы оформлены были для выставок - в большие багеты... У меня "особое" отношение к вышитым ИКОНАМ, совсем не такое, как в те времена.
Спасибо,
Спасибо, Любаша. Тогда и не хочу смотреть.
Думаю и у меня "особое"отношение.
Елена
Заинтересовала
Заинтересовалась посмотреть, вот статья О.Моревой, здесь немного видно иконы, это те самые?
http://www.pravoslavie.ru/jurn...
Её. У неё и в
Её. У неё и в натуральном виде работы миниатюрные. Вот ещё: http://russiancerkov.narod.ru/...
Скорее всего
Скорее всего нет, ведь она пищет о традиционных видов шитья.
Елена
судя по фото с
судя по фото с выставки -не очень и миниатюрные.
Жаль, что в большем размере не открываются
Да, не
Да, не рассмотреть ничего. Впрочем, вероятно, я и рассматривать бы особо не стала - вот только из-за этого шва (интересно, как он выглядит). А чисто эстетически - не на мой вкус, т.е. восторга или душевного трепета не вызывают. Даже жаль...
Да там паспарту
Да там паспарту в три раза больше самой вышивки... Когда она возила свои работы на выставку, кажется в Италию, то её попросили переоформить иконы - они, итальянцы, не привыкли к киотам - не воспринимают...
"Кирпичиком"
"Кирпичиком" смотрится шов.
А 10 лет назад я была в восторге от её работ.. и учиться пошла, наверное, только поэтому...
Вероятно, со
Вероятно, со вкусом у меня проблемы, но тут уж ничего не поделаешь - или отзовется сердце, или нет. Техника - одно, а желание глядеть и ненаглядеться - другое.
Оля, это
Оля, это нормальное явление-рост!
Сейчас ты выросла из кирпичика, а тогда было открытие.
До Убруса я разглядывала иконы крестиком!
Елена
У меня
У меня сохранился проспект:к давнишней выставки Моревой, я его перенесла в свой альбом, чтобы показать его по ссылке http://fotki.yandex.ru/users/i...
Лена, ты обо мне
Лена, ты обо мне слишком хорошего мнения, судя по всему, из "кирпичика" (в любом понимании) я еще не выросла! В "кирпичик" (шов) - мне еще расти предстоит. :)
Ирина, спаси
Ирина, спаси Бог!
Мне понравилась икона прп. Сергия. Цвета резковаты, кажется. "Кирпичик", ИМХО, наоборот, мешает восприятию. Впрочем, не специалисту, кажется, лучше не иметь собственного мнения, оно м.б. ошибочным (только ощущения).
Работы Ольги
Работы Ольги Моревой производят впечатление серьезное -как иконы, как святыни. Это , конечно, сильный мастер.Я, конечно, пусть даже из спортивного интереса, пыталась угадать, как шьется лик, но ничего не получилось.Но в конце концов, дело ведь не в этом наразгаданном нами шве. Кстати, на выставке были её работы , шитые привычным нам швом в раскол. Но потом у нее сложился свой особый почерк и как у художника, и как у вышивальщицы. Я бы хотела бы посмотреть бы ещё разочек ее работы, жаль негде.
Да, интересно
Да, интересно посмотреть эту технику поближе.
Хотя совсем не понимаю, зачем засекречивать технику шва, неужели это принесло уж такие большие деньги?
Я когда-то давно была на выставке вышитых икон, лики как раз похожи были по вашим описаниям. Не помню имени автора, она там присутствовала. У нее немножко заметен дефект позвоночника типа горбика, невысокого роста, милая женщина. Я спосила ее о технике ликов, она тоже сказала, что собственного изобретения. Вот жаль, не помню имени, она это или нет.
Я бы сказала,
Я бы сказала, что шов этот таинственный похож не на кирпичики, а на плетение, как шов Елены Волошанки.Ниточки ныряют и выныривают, кажется, под прямыми углами.А между ними в серединке- получается прямоугольничек, или, если хотите, кирпичик.Весь фокус в том, что швы эти очень ловко изгибаются по форме ,и плетение это не нарушает строя.Тут уж, действительно, нужно знакомиться с патентом, кто желает.Нужен герой-исследователь.
Ужасно жаль,
Ужасно жаль, что нельзя рассмотреть! Не корысти ради, а из стажерского интересу!
Такие вещи нужно рассматривать, чтобы оценить по достоинству. Вы, Ирина, так заманчиво описали...
Она... Я тоже
Она... Я тоже удивляюсь секрету этому.
если
если внимательно рассмотреть близко, а потом попробовать несколько вариантов шитья- один обязательно окажется верным.
Реставраторы ведь тоже секретов у древних не выпытывали - просто смотрели внимательно и пытались повторять. что один человек сделал руками - другой тоже сможет.
а на фото мне иконы не очень приглянулись:-(