О символике цвета

Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Все, созданное Творцом, прекрасно. О этом думаем, восхищаясь в осеннем лесу симфонией коричневых тонов. Это мир земной. А мир Небесный принципиально иной. Другие средства даны нам для его изображения, традиция донесла их до нас. А мы сумеем ли сохранить ?

Открыв «Настольную книгу священнослужителя» М., 2001, том 4, стр. 149 – 152, читаем :

«... В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства (особенно монашества) имели черный цвет. В древности в Греческой и Русской Церквах по Уставу Великим постом облачались в «багряные ризы» - в облачения темно-красного цвета. В России впервые было официально предложено облачиться по возможности в черные ризы петербургскому духовенству в 1730 г. для участия в похоронах Петра II. ...»

«... В сложившемся каноне церковных богослужебных облачений мы по существу имеем два явления – белый цвет и все семь основных цветов спектра, из которых он состоит (или на которые он разлагается), и черный цвет как отсутствие света, символ небытия, смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства...»

«... Золото благодаря своему солнечному блеску является в церковной символике таким же знаком Божественного света, как и белый цвет..., который означает сияние вечной жизни, и чистоты в противоположность черному цвету ада, смерти, духовной тьмы. Поэтому в иконописи чернотой закрашивались только изображения пещеры, где в пеленах покоится Родившийся Богомладенец, гроба, из которого в белых пеленах выходит воскресший Лазарь, отверстие ада, из глубины которого изводятся Воскресшим Христом праведники (тоже в белых пеленах). А когда на иконах нужно было изобразить нечто, имеющее в обыденной земной жизни черный цвет, то старались этот цвет заменить каким-нибудь другим. Например, черных коней рисовали синими.»

«...в древней иконописи старались избегать и коричневого цвета, ибо он является по существу цветом «земли» и грязи. И когда на старинных иконах мы встречаем иной раз коричневый цвет, то можно думать, что живописец все же имел в виду темно-желтый, охристый цвет, стремился передать некую телесность, но не земную, поврежденную грехом.»

Здравствуйте,

Здравствуйте, Людмила. Только сейчас прочитала эту часть Вашего дневника. В службе в Великую Субботу на Страстной неделе есть такой момент во время литургии, когда священнослужители переоблачаются из черных облачений в белые. Уж сколько лет пою, но именно в этот момент душа ликует, и понимаю, что значит "Смертию смерть поправ"...Это момент от смерти к вечной Жизни, и, мне кажется, введение черного облачения в практику совершенно оправдано. Вероятно, не все то, что применялось в древности было АБСОЛЮТОМ. По Уставу и в наши дни Вел. Постом духовенство по воскресениям должно облачаться в "багряные ризы", у нас лилово-фиолетовые, и только по будням и на литургиях Преждеосвященных Даров - в черном. Поправьте, если я в чем-то неправа. Печая Валентина
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Валентина,

Валентина, разговор о символике цвета на форуме шел в связи с изображением обоженной плоти и мира небесного на иконах. Вопрос облачений священнослужителей мы не обсуждали, только упомянули их по поводу черного цвета.
Изображение пользователя Grach.

"Я-есть свет

"Я-есть свет миру"(Ин.8.12.)-говорит о себе Христос.Поэтому Никео-ЦареградскийСимвол веры исповедует Христа как"Свет от Света,Бога истинного от Бога истинного".Бог приходит в мир как свет:"Свет во тьме светит и тьма не обьяла его"(Ин.1.5).Православное богословие строит свое учение о Боге как о свете,действующем в этом мире, через который мир спасется,просвещается и преображается."Вы-свет мира"(Мф.5.14)-говорит Христос своим ученикам и на этом строится православная аскетика.В истории Церкви были целые периоды и эпохи,когда размышления о свете стояли в центре жизни,становились основой культуры,формировали политику."И.К.Языкова "Учение о Фаворском Свете и иконография"в книге "Богословие иконы".
Изображение пользователя Grach.

Споры

Споры возникали и раньше,пока не появились лицевые подлинники.Читаем  "...Такую книгу привезли ссобой жудожники,прибывшие из Византии расписывать Киево-Печерский храм в ХI веке... Лицевые своды тончайшем образом отвечают исторической правде,традиционной верности и эстетическому запросу...  Из вышеизложенного видно,что цвет одежд святых и все историко-художественные данные подлинника являются точнейшим документом,проверенным догматическо-богословским учением Церкви.Документ,составленный на основе Священного Предания,имеет абсолютную верность..." - Священник Михаил Малеев "Техника русской иконописи".   Далее рассмотрим "Труд иконописца" Монахини Иулиании (Соколова).  Читаем-"...Основной цвет телесных частей в иконе - санкирь закладывается при общем раскрытии изображения.Высветления  же санкиря называются плавью или охрением..."  Вернемся к книге "Техника русской иконописи", читаем - "...Санкирь-красочный тон темно-желтого,желто-зеленоватого или желтовато-розоватого тона,которым проплавляют головы и  обнаженные фигуры человека.Это первый процес при писании головы и тела человека. Плавь-жидкое письмо,тонкий слой краски,накладывемый на все элементы композиции.Доличное проплавляется  обычно один раз, личное(лик,обнаженные части тела)пишется несколькими плавями."    По поводу коричневого цвета у Монахини Иулиании читаем - "...Для этих одежд Пресвятой Богородицы(мафорий) в иконописи усвоен или коричневый ,или близкий к нему темно-малиновый цвет,что имеет свою символику.Известно, что такой цвет составляется из синей и красной краски.И здесь голубой(оттенок синего) есть символ Ее девственной чистоты,а красный,как цвет крови,свидетельсивует о том ,что от Нее,чистейшей Девы заимствовал Свою земную просфиру-плоть и кровь-Сын Божий."    Татьяна.
Hosted by uCoz