Моя прорись: укажите на недостатки, пожалуйста
Anastasiya 1 марта, 2009 - 23:03.
Вот только закончила прорись. Очень прошу форумчан(ок) прокомментировать и указать на недостатки, хотя бы самые основные. Буду благодарна любому отклику. Настя
П.С. Простите, я развернула на 90 градусов и сохранила, но почему-то закачалась горизонтально. Не знаю, как исправить...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Мне кажется,
Мне кажется, что у Младенца немного съехали губки. Это то, что первым бросилось в глаза. А вообще с иконописцем наверное стоит посоветоваться и уже тогда что-то слегка подкорректировать.
Судя по всему
Судя по всему прорись снималась с живописной иконы. Это не есть хорошо для первого опыта, на мой взгляд.
Потренируйтесь на хороших образцах греческих и русских икон.
По данной прориси могу сказать, что чувствуется незнание основ анатомии. Если честно, я даже не знаю, как в одном сообщении рассказать принцип постороения лика. Доличного можно пока не касаться.
Посмотрите тут ракурсный разворот: http://www.ubrus.ru/node/2532
в этом обсуждении есть развернутый комментарий Е.Ю. к прориси Богородицы.
http://www.ubrus.ru/node/2482
Вы собираетесь вышивать оттеночной гладью, с живописным переходом тонов?
На иконах
На иконах ,вышиты ли они или написаны,если следовать традициям и лучшим образцам,губы,глаза,нос совсем не так строятся.Поищите по сайту. Где-то должны быть прориси.
Вот губы могу показать:http://img-fotki.yandex.ru/get/3113/zlyuka3403.1/0_211f3_92adf8c9_XL.jpg
А если коснуться доличного-одежда Младенца неправильная и не только.В поисковых системах посмотрите,сейчас много инфы об иконах. Почитайте сначала
Оксана, мне
Оксана, мне тоже не понравились губы у Младенца. А может, нос не туда направлен. Пыталась несколько раз переделать и всё равно не то... Даже мне в глаза бросается. Попробую ещё. Иконописцев поблизости не наблюдается, да и как-то неудобно им такое показывать.
Мария, икона действительно живописная. А почему нехорошо делать прорись с живописной иконы? Вы имеете в виду, это труднее, чем с иконописной? Но мне именно она нравится... Хотя есть ещё и иконописная в планах. Попробую прорисовать её.
По данной прориси могу сказать, что чувствуется незнание основ анатомии.
Как выпускница Московской Медицинской Академии и сдавшая все медицинские лицензионные экзамены в США с первого раза, с основами анатомии хорошо знакома. А вот рисунок действительно не изучала, разве что в школе и в кружке во Дворце пионеров чуть-чуть. А что конкретно Вы имеете в виду? Благодарю за ссылки, читала и рассматривала многократно, но срисовывала с иконы и пыталась повторить как можно точнее. Как сочетать перевод рисунка и рекоммендации из "Азбуки иконописцa" плохо понимаю.Оттеночной гладью решила не вышивать, попробую лицевым.
Зинаида, губы постараюсь исправить, как Вы показали. Но про нос и глаза не поняла. Если их перерисую из "Азбуки иконописца", то ведь совсем другая икона получится? А где почитать про иконопись и как совместить прочитанное с иконой, с которой делаю прорись?
Настя!Прорись
Настя!
Прорись - это прежде всего линейный рисунок. Поэтому лучше начинать снимать прориси с образцов, в которых линия доминирует над живописностью.
Это хорошо, что вы изучали анатомию, теперь примените свои знания на практике.
Скажите, откуда растет правая бровь Богородицы? Такое ощущение, что она начинается ниже переносицы. У каждого носа есть три основные площадки - переносица, утлщение на середине (горбинка там часто бывает) и кончик носа. Всю эту структуру нужно учитывать в линейном рисунке тощиной линии. Лоб, нос, подбородок и уста находятся на одной линии симметрии лика, образующей лицевой угол. Уста Младенца очевидно сдвинуты.
Внешние уголки глаз чуть опущены, форма радужки и зрачки стремяться к форме чуть сплющенного по вертикали элипса и, как правило, не касаются нижнего века.
Уста состоят из нижней губы, изображаемой обычно вытянутым по горизонтали овалом и верхней, повторяющей анатомически точное сложение уст.
Основным художественным средством в прориси является линия, поэтому она не может быть равномерной по всей своей длинне, она должна быть живой, упругой и красивой. Должна подчеркивать анатомические особенности лика.
Чтобы научиться делать прориси нужно проработать большое количество образцов. Трудно ожидать, что первая же снятая вами прорись пойдет в работу. Попробуйте распечатать и скопировать прорись из приведенной мной ссылки. По ней будет легче проследить ощибки и успехи.
Удачи!
Вот
Вот ,например , стоит прочитать:
http://www.wco.ru/biblio/books...
http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=7
Можно ещё поискать:
Павел Флоренский, священник. Иконостас
Трубецкой Е., князь. Три очерка о русской иконе
Мария, спасибо,
Мария, спасибо, именно такие конкретные комментарии я и надеялась получить, выставляя свою прорись на всеобщее обозрение. Иконописную икону обязательно прорисую, но поскольку уже начала с этой, попытаюсь ещё, основываясь на Ваших замечаниях. Согласна насчет правой брови Богородицы, тоже пыталась переделать, но выяснила, что в оригинале она имеет такое направление. Вероятно, следовало бы сделать её покороче со стороны носа. Вообще, то, что лицо человека имеет двустороннюю симметрию, факт общеизвестный и не требует каких-либо особых анатомических знаний. Однако, я полагала (возможно, неверно), что в рисунке разворот может вызвать некоторую ассиметрию черт лица. Я вижу эту ассиметрию в оригинале, но она не бросается в глаза. Не уверена, что правильно поняла про толщину линии носа, но потренируюсь ещё, используя Ваши ссылки. Про уста Младенца абсолютно согласна.Уголки глаз исправлю вниз, но радужка не кажется сплющенной по вертикали и похоже касается нижнего века.Уста переделаю по ссылке Зинаиды.Обращу особое внимание на толщину линии.Конечно, сделаю несколько прорисей этой иконы. Поэтому и спрашиваю совета. Скопирую уже готовую прорись для тренировки, как Вы рекоммендуете. Ещё раз спасибо за анализ моей прориси.
Зинаида, благодарю за ссылки, очень интересная и полезная информация, завтра почитаю еще раз внимательно.
"Достойно есть"
У меня отыскалась прорись (как говорят"неизвествного художника") иконы "Достойно есть". Собираю, как Плюшкин, всё, что на тему икон. Зачем?- а чтобы было. Я уверена что-нибудь, когда-нибудь пригодится. Вот может и Вам пригодится.
Светлана
Настя,
Настя, целенаправленность хорошее качество, но мы с Вами новички, а это значит прислушиваться, учиться. Для меня, пока неумеющей но старающейся учиться рисовать прориси, читать их, развивать умение различать хорошие работы от плохих, так вот для меня пока выход в использовании хороших прорисей-но чужих, к прискорбию. И вам советую вышивать не абы как нарисованную, пусть самой, все таки рисуем Иконы! А вышивка дело кропотливое, надолго, как бы не привык глаз вышивать средненькое качество прорисей.А рисунки Ваши Вам на пользу, учиться надо! Продолжайте. Я уже отрисовала штук 10 разных прорисей одного Святого с разных икон-пока ищу лучшее-ведь дарить Храму! Помощи Божией Вам. Простите,за мое мнение, оно просто мое и все.
Настя
Настя исходники, особенно иконописные, нужно исправлять под вышивку. Они часто имеют утраты, дефекты порожденные временем. Поэтому так важно знать теорию построения иконописного лика. Если мы просто срисуем то, что видим (или то, что нам кажется мы видим) на иконе живописного стиля мы получим не жизнеспособную прорись.
Рисунок обязательно нужно дорабатывать после снятия прориси. Сотрите корандашные полутона, складки одежд также передаем только линией. Проследите за тем, что пальцы должны немного, деликатно сужаться к концу. Уберите границу ногтей, в вышивке они буду выглядеть ужасно. Намекните на присутствие ногтя более прямым участком линии с той стороны, где он есть, оставив закругленную подушечку с другой... Большой палец на правой руке БМ тоньше остальных, нужно исправить.
Постарайтесь разобрать линии на главные и второстепенные по толщине. Наиболее выразительными д.б. линии контура, основных складок, овала ликов, контур рук. В ликах наиболее выразительные линии: верхние веки, одна из линий ограничивающих площадку носа, ноздри, средняя линия уст.
Спасибо, Мария,
Спасибо, Мария, за Ваше мужество рассказывать о личном! НЕгде почти информацию черпать. Подскажите, а цвет зашивки ногтя и остальной тыльной стороны ладони д.б.один? Выделять лишь поворотом нити? И еще суставы пальцев у самой ладони с тыльной стороны выделить горизонтальными линиями на всех пальцах (на миниатюре, к примеру размера для закладок)? Второстепенные лини д.б. контурного цвета вышивки прориси или цвета притенения?
Простите, Настя, в Вашу тему со своими вопросами лезу.
Елена
притенения на
притенения на ручках есть в том случае, если они есть на лике. на миниатюрах обычно ноготь не выделяют вовсе, его нет, равно как и притенений.
Лена,
Лена, второстепенные линии прориси вышиваю цветом прориси, только тоньше. Т.е. так же как на исходном рисунке.
Выделение суставов и ногтей зависит от размера вышиваемой вещи (насколько можно детализировать шитье) и общего художественного решения работы. Бывает по разному, нужно обсуждать конкретную вещь.
Как справедливо сказала Мария Евгеньевна, притенения на руках есть только в том случае, если они есть на лике.
Светлана, эта
Светлана, эта прорись у меня есть, в книге "Богородица (повествование о земной жизни, рассказы об иконах, молитвы)". В этой книге воспроизведены прориси известных иконописцев - иерея Вячеслава Савиных и его жены матушки Натальи Шелягиной. Простите за прямоту, но меня она совершенно не привлекает и я не хотела бы её вышивать. Несмотря на это, я благодарна Вашему предложению, поскольку мне совсем не пришло в голову использовать эту прорись как образец толщины линий. Спасибо!
Елена, я совсем не настаиваю на вышивке только своих прорисей, но, во-первых, шансов найти уже готовую прорись именно с моей любимой иконы у меня маловато, а во-вторых, я так поняла, что рисуя сама, я научусь "чувствовать линию", что поможет при вышивке. А в-третьих, при всех недостатках итога, мне понравился сам процесс. Поэтому прислушиваюсь и учусь. А Вам спасибо за комментарий и вопросы опытным вышивальщицам, у нас с Вами одна и та же цель, так что и вопросы схожие.
Мария, еще раз благодарю за подробные объяснения, теперь начинаю видеть ошибки и постараюсь исправить в последующих прорисях. Складки одежд и кончики пальцев уже нарисовала в #2, но учту на будущее. Мария, а как Вы вышиваете второстепенные линии тоньше? Главные веревочкой, а второстепенные стебельчатым? Или главные в 2 линии, а второстепенные в одну? И спасибо за терпение растолковывать очевидные на Ваш взгляд вещи.
Настя, я
Настя, я вышиваю прорись исходя из толщины линии на русунке. Т.е. у меня толщина линии прориси меняется по толщине. Швы веревочка и стебельчатый легко переходят друг в друга. Посмотрите вышитые лики на работах мастерской. Инога приходится брать и двойную нитку и делать веревочку не на три стежка, а на четыре. Все зависит от величины работы и художественного эффекта, который должна производить вышиваемая линия.
На образцах исторического шитья можно увидеть прорись равномерную по всей длинне, разница есть только между толщиной линий лика и доличного. Но даже и в этом случае контур выделяется обычно либо более толстой линией, либо делается двойным.
Повторюсь - выбор приемов, техники шитья зависит от художественного решения все работы. Если шьете шелком или сканью, то логичнее сделать высокохудожественную прорись, с изменением линии по толщине. Если делаете счетный золотой прикреп - может быть вариант с равномерной прорисью. Посмотрите на древних образцах. На сайте много качественного шитья.
Опубликованная Светланой прорись не очень подходит для копирования раскладки линий по выразительности, разница между ними слишком небольшая.
для того чтоб
для того чтоб научиться делать прориси самостоятельно, надо сначала посводить с готовых хороших прорисей, набить руку, уверена, что переводя на кальку даже отличную прорись, Вы ее "испортите", т.к. линию не чувствуете. Линия не может быть дугообразной, любая линия ломаная, и контуры пальцев, и брови, и линия носа, просто эта ломаность едва заметна, но без этого понятия, когда начнете шить, вообще получится карикатура, т.к. ниткой правильную линию сложнее создать, чем штрихом карандаша. В журнале Убрус есть прориси, возьмите любую и сведите на кальку, потренируйтесь, покажите специалистам, начинать учиться надо сначала, а не с середины, как бы скучно это не было.
А самое
А самое главное,решите,что Вы собираетесь делать -икону или вышитую картину с евангельским сюжетом.
Что такое икона надо обязательно почитать,прочувствовать,обдумать. Подготовка иногда времени не меньше ,чем шитьё занимает.
Спасибо, Мария,
Спасибо, Мария, за подробные объяснения. Теоретически поняла, посмотрим что получится, когде дело до вышивки дойдет. А пока учусь рисовать.
Мария Евгеньевна, спасибо за совет, буду набивать руку на хороших прорисях. Я и не предполагала, что так трудно создать прорись, что столько нюансов существует. Что же, начну с начала, просто я не знала, где оно, это начало. Спасибо, что подсказали. Только вот совсем не поняла про линию, как это она дугообразной не может быть? Она же выглядит дугообразной? А если она и ломаная, то на таком микроскопическом уровне, что от дугообразной её не отличить невооруженным глазом. Не так? Если в шитье я сумею передать толщину линии, разве этого не будет достаточно? Ну совсем я запуталась...
Зинаида, конечно же икону. Картину я вышью крестиком. Готовлюсь...
Настя! Снятие
Настя! Снятие прориси и ее прошивка - это основной залог успешности работы.
Anastasiya пишет:
Только вот совсем не поняла про линию, как это она дугообразной не может быть? Она же выглядит дугообразной? А если она и ломаная, то на таком микроскопическом уровне, что от дугообразной её не отличить невооруженным глазом. Не так? Если в шитье я сумею передать толщину линии, разве этого не будет достаточно? Ну совсем я запуталась...
В шитье надо передавать нормальную линию, такую какой она должна быть, живой, подчеркивающей анатомическое строение, Вы же учили анатомию, примените свои знания, не мне Вам объяснять, что палец на руке к примеру состоит из трех косточек, и невозможно так согнуть палец, чтоб линия контура была дугообразной, а не ломалась в местах соединения этих трех косточек, у меня лично не получается с моими пальцами. и т.д. и все остальное...
чтоб в шитье эти линии передать, а не испортить хорошую прорись, надо хорошо владеть стебельчатым швом, это же касается остальных швов. Главное в шитье -постановка руки (не только в плане карандаша, но и иглы) и развитие глазомера - это фундамент, без которого никогда не будет шедевра. Положение зрачка в глазу например дает определенное выражение всему образу и надо научиться видеть эту микроскопическую разницу стежков, чтоб вышитая вещь стала образом, зовущем душу "возлетать горе", к небесному...
от ликов ангелов и от того, что у них на голове я просто в шоке, а что у Богоматери с шеей и правой рукой? невозможно так держать Младенца, Он же упадет, почему у Младенца такие бесформенные ноги, никогда не видела такого у детей, они могут быть пухлыми, но не бесформенными и т.д. Посмотрите даже на древние иконы, написанные по законам обратной перспективы, там Младенец всегда очень устойчиво сидит в объятиях Богоматери или стоит на Ее коленях, и как заботливо и трепетно Она держит Сына и Бога, а их взгляды, они часто говорят очень о многом! и все это надо передать иглой, иначе нет смысла шить икону.
Мария
Вот если пригодится один из вариантов с правдободобными пальцами и пухлыми ножками:
http://www.belmagi.ru/icon/dostestful.htm
http://www.belmagi.ru/icon/imag/dostest.jpg
А длинные дугообразные пальцы и неестественное положение правой руки Богородицы - присутствуют на большинстве списков, прорисей и вариантов, как иконографических так и живописных.
Gloriya пишет: А
А длинные дугообразные пальцы и неестественное положение правой руки Богородицы - присутствуют на большинстве списков, прорисей и вариантов, как иконографических так и живописных.
насчет руки согласна, что на некоторых есть неестественное. А что касается линии, не забывайте, что линия в шитье и в иконописи - разные вещи. Потом в шитье тоже есть далеко не шедевры, но это не значит, что надо именно им следовать.
Другой вариант той же иконографии.Здесь венец у Богоматери на голове нормально сидит, а на той, что выше, на затылок съехал
У меня вот
У меня вот такая:
http://www.sofrino.ru/img/liks/b_1185788382_10892.jpg
Простите, но уже несколько дней пытаюсь закачать мою икону и почему-то не получается. Поэтому дала ссылку.
Благодарю, Мария Евгеньевна, за объяснение. Я не поняла сначала, что Вы пальцы имели в виду, думала, что вообще дугообразную линию нельзя.Я догадывалась, что прорись моя ещё та, но полагала, что в иконографии могут быть отступления от законов физики и нормальной анатомии, даже в живописной иконографии. Вот, например, икона, приведенная Светланой выше. Сразу бросается в глаза неестественное положение рук, такое впечатление, что у Младенца вывихнуты правое плечо и левый локтевой сустав. Младенец тоже как бы висит в воздухе, слегка поддерживаемый левой ладонью Богородицы (непонятно, почему кисть сужается ближе к пальцам, пальцы слишком длинные и тонкие - арахнодактилия?). У Младенца или облысение по мужскому типу, или такой высокий лоб, что необходим скан головки на предмет гидроцефалии. А ведь прорись известных иконописцев, и видно неплохая, раз в книгах печатают. Простите за такой анализ, это я в доказательство того, что иконы - это не портреты, которые пишутся на основе знаний анатомии. Я тоже не в восторге от ног Младенца на моей иконе, но не решилась исправить, потому что не умею сама рисовать. С глазомером понятно, а что такое постановка руки? И что значит линия в иконописи и в шитье - разные вещи? Ведь в обоих случаях служит для передачи Образа...
Глория, и Вам благодарна за комментарий и ссылку.
Анастасия,
Анастасия, нажимаете на кнопочку с деревом и вставляете ссылку туда. Получается:
Посмотрите на
Посмотрите на этот прекрасный образ, как он отличается от слащавых личиков, собранных здесь!
Богоматерь Киккотисса: Средник иконы "Богоматерь Киккотисса с пророками". 12 век, Константинополь.
Неестественная поза Младенца напоминает о грядущем снятии с креста.
Настя,
Настя, пожалуйста, прислушайтесь к словам Романа.
Вы выбрали крайне неудачную икону, по-моему.
Неужели Вы и БОга-Отца собирались на ней вышивать?
да я не только
да я не только про пальцы, просто пыталась своей тирадой донести до Вас, что линия и в иконописи и в шитье имеет форму, складки свое место, может коряво объяснила. Но суть, вот посмотрите на линию, еще шитье надо посмотреть
Anastasiya пишет:
У Младенца или облысение по мужскому типу, или такой высокий лоб, что необходим скан головки на предмет гидроцефалии. А ведь прорись известных иконописцев, и видно неплохая, раз в книгах печатают. .
Вы наверняка думаете:"и что эта тётка привязалась -читай ,пытайся понять ,узнать,обумай,прочувствуй..."
Икона не анатомия для врачей.Если бы Вы знали,что всё в иконе не просто так ,не написали бы этого.
Детское лицо от взрослого отличается пропорциями.Упрощенно,подбородок маленький ,щёчки круглые.На иконе Лик Младенца,и это соблюдено.Но Он же Всемогущий,Всезнающий Господь,по сему взгляд и лоб взрослого
Еще я пыталась,
Еще я пыталась, Анастасия, обратить Ваше внимание на то, что если поставить рядом икону, с которой Вы делали рисунок и непосредственно Ваш рисунок, то между ними есть большие различия, есть смысл сравнить. Потом, как уже было замечено другими участниками форума, для начала надо брать иконы с четкой линией контура, т.е. созданные в иконописной, а не живописной манере. Зачем? потому что с живописной иконы, из-за мягкого контура, не владея рисунком в совершенстве, очень сложно сделать прорись.
А прорись, приведенная Светланой, дана в ракурсе, и потому не понимаю зачем ее обсуждать. А спорить о чем-либо мне вообще лень. Поищите сами хорошие образцы шитья, здесь на сайте много чего древнего висит.
Anastasiya пишет:
Анастасия, а Вам не приходило в голову, что если всё не так просто с этой иконой, то, может, не стоит её шить? Простите, я не хочу Вас обидеть. Иной раз нам даётся путь простой и лёгкий, но мы сами игнорируем его и пытаемся набить себе шишек на пути сложном и тернистом. Возможно, Вы ищете не в том месте... Может быть, не пришло еще время именно для этой иконы... Возможно, именно сейчас, по недостаточности опыта, Вы не сможете прославить Господа Бога нашего и Пресвятую Богородицу в своей работе. Простите ещё раз.
Роман, спасибо,
Роман, спасибо, а я на фотоаппарат нажимала. Теперь буду знать. Простите, Роман, я не вижу "слащавых личиков". Мне понравилась икона, которую хочу вышить, как только ее увидела. Древняя икона, которую Вы разместили, мне нравится меньше. Мы все разные, и у нас разные предпочтения в иконографии, и мне кажется, что ничего плохого в этом нет. Я могу молиться перед выбранной мной иконой нисколько не хуже, чем перед Вашей. Вот если бы сама Богородица указала мне, что моя любимая икона Ей не нравится, тогда другое дело. Буду молится о Её помощи в этом вопросе.
Неестественная поза Младенца напоминает о грядущем снятии с креста.
Вот этого я не знала. Спасибо, что объяснили. Вообще, я всегда считала анатомическую некорректность как само собой разумеющееся в иконографии, знала, что в иконописи свои законы и уважительно к этому относилась. Была удивлена призывами "применить свои знания" анатомии в этой теме.
Татьяна, если выбранная мной икона неудачная, то, на мой взгляд, только потому что трудно правильно увидеть линию, как Мария Евгеньевна говорит. По совету Марии Кулыбиной тружусь над прорисью иконописной иконы, как будет готова, покажу. Еще не решила, буду ли вышивать Бога-Отца, но не исключаю этой возможности.
Мария Евгеньевна, благодарю за приведенные примеры использования линии в иконописи. Конечно же, мой рисунок не совпадает с оригинальной иконой, но нужна была помощь в исправлении. Мне кажется, что только одним ракурсом нельзя объяснить искажения линий в прориси, предложенной Светланой.
Зинаида, так не думаю. Еще раз повторяю: написала так, потому что хотела показать, что получается, если подходить к иконе анатомически, как мне было предложено выше. Абсолютно с Вами согласна, неверный подход.
Свет, не приходило. Закачать икону хотела только для участников форума. У меня икона есть. Вышивка вообще дело сложное, и легче, конечно, за неё совсем не браться, зачем шишки набивать. Гораздо проще телевизор посмотреть. А если время не пришло для этой иконы, значит, и вышита она не будет.
Anastasiya пишет:
Я буду молиться за успех Вашей работы.
Свет, очень
Свет, очень хорошее напоминание! Как часто я не хочу замечать все признаки, упорно настаивая на своем. Ответ потом гораздо проще выходит, легче было сразу отказаться! Писала как-то, что месяц промучалась с рисунком пелены выводя ветви вновь и вновь, наконец пошла к батюшке, а он строгий крест хотел-без ветвей вообще!
Анастасия, я к себе применила замечание Свет.
Елена
Мне кажется,
Мне кажется, Ради и Свет, не во всех случаях можно согласиться с Вами, иногда бывают другие причины, почему что-то не спорится. Жизнь так многогранна!
Настя, поймите,
Настя, поймите, дорогая, форум - не учебная аудитория, здесь нет таких прав и обязаностей. Я лишь указала путь, а идти Вам надо самой: сравнивайте оригинал с рисунком и правьте, для человека, владеющего основами анатомии, я считаю, есть перспектива этим путем кое-чего достичь, раз нет возможности взять уроки у иконописцев. Не для того, чтоб охаить Ваш рисунок, я писала про шею, руку и т.д. Почитайте книги по академическому рисунку, он лежит в основе иконописного. Ваше право поступить, как Вы считаете нужным, но я глубоко сожалею, что столько сил и времени потратила на длинные посты, которые оказались не нужными! Как всегда я лох!!! Простите.
Да уж,Мария
Да уж,Мария Евгеньевна,когда человек и не пытается услышать...
Извините.
Нетушки! Я все
Нетушки! Я все посты и Ваши высказывания, Мария Евгеньевна, сохранила и смотрела и сравнивала и на заметку взяла. Форум-это не один человек.
Спаси Господи!
Елена
Мария
Мария Евгеньевна, только не удаляйте Ваши посты. Мне они пригодятся, как и многим другим, которые будут читать и учиться по ним. Я столько полезного почерпнула, читая форум!
Что Вы, Мария
Что Вы, Мария Евгеньевна, с чего Вы взяли, что Ваши посты оказались ненужными? Очень даже пригодились! О некоторых вещах даже и понятия не имела до того, как Вы не разъяснили. Простите, если запутанно написала, ни в коем случае обидеть не хотела. Вы мне очень помогли, указывая на ошибки, за что я Вам премного благодарна. Перечитала свое последнее сообщение и подумала, что наверное фраза "Конечно же, мой рисунок не совпадает с оригинальной иконой, но нужна была помощь в исправлении." показалась Вам обидной. Я имела в виду, что до того, как начала эту тему, знала, что моя прорись сильно отличается от оригинальной иконы, но конкретных ошибок не видела, поэтому и решилась разместить её здесь на форуме. И Ваши, и Марии Кулыбиной, и Зинаиды замечания оказались очень полезными для меня, хотя и не все сразу поняла и не со всем была согласна. Никогда не считала, что кто-то мне что-то должен, просто пыталась разобраться. Пожалуйста, простите, если Вам показались обидными мои посты, видно, я недостаточно ясно выразилась. Сама была шокирована такой реакцией...
Svet пишет: Я буду
Я буду молиться за успех Вашей работы.
Спасибо, Свет!
Свою первую
Свою первую икону вышивала самостоятельно,не у кого было спросить.А вопросов возникало множество и именно те о которых пишет Мария Евгеньевна и Мария.Но с Божией помощью закончила и получилось то, что получилось.Я к чему это написала, пока на своей шкуре, (извините за грубость) не испытаете, что значит шить икону, не поймете.Обязательно должен быть свой опыт, на чужом трудно учиться.И чем больше читаю об иконописи,о Богословии иконы, тем страшней браться за икону, потому, что понятие об иконе изменилось у меня.У той ничего незнающей,но захотевшей вышить икону- ОЙ КАКАЯ КРАСОТА! И Я ТАК ХОЧУ,и теперешней.Те знания, что я постепенно обретаю,заставляют подходить к вышивке иконы очень ответственно, т.к это не рукоделие, а БОГОСЛОВИЕ.И если я не могу иглой передать СЛОВО БОЖИЕ,то нет и смысла вышивать икону.В этом я согласна с Марией Евгеньевной.Но опять же, это мое отношение к иконе, у других все по другому.
Настя помогай вам Господи.
Вышивка-это
Наверное, не то теме пост. Роман заругает, удаляю!
Елена
Хочу немного
Хочу немного пояснить свою мысль об иконе.Икона это прежде всего Богословие,а не живопись и не рукоделие.Все что мы видим на писанной или вышитой иконе это Слово Божие,обращенное к нам посредством линий и красок.Любой изгиб или поворот линий или цвет красок нам о чем то говорит.Если мы неправильно поймем Слово Божие, то и неправильно донесем его людям.Надо почитать об иконографии,тогда будет понятно почему икона приняла этот вид.Например если взять Богородичные иконы."Знамение" или "Воплощение"- Младенец расположен в медальоне на груди Богородицы,Она представлена с воздетыми в молитве руками.Почему именно так,а не иначе? Потому, что в основе этого рисунка лежит текст из Ветхого завета.Тоесть, то что нам оставили в наследство пророки,иконописец изобразил нам для наглядности.Пророк Исайя говорит: "Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил"(Ис.7,14).Вот и показал нам иконописец, что во чреве Матери находится Сын Божий.Есть например иконография "Акафистная", где икона иллюстрирует тот или иной эпитет,которым Б.М. величается в Акафисте.На престоле- Царица Небесная."Живонослый источник"- Б.М. с Младенцем на руках в купели,внутри водоема,а вокруг ангелы и люди пришли напиться от этого источника и т.д. Икона выражает главную мысль теста,поэтому и сюжеты должны быть краткими,но емкими по содержанию.Но есть иконы Житийные,где подробно рассказывается о жизни того или иного Святого.Ведь можно сказать очень много и ничего не сказать при этом.А есть люди,которые скупы в красках и линиях например Феофан Грек,но как все внятно показал на своей иконе "Преображение"-лучи,исходящие от Славы Господней как молнии пригвождают к земле и не убежать от них, достанут в любом месте,вот он Суд Божий от которого не спрятаться.Об этом можно много и долго говорить очень интересная тема Богословие.Для меня икона это Богословие, однозначно, и не важно какой техникой она исполнена,написана или вышита вот,что главное я для себя поняла.
Татьяна,
Татьяна, благодарю за то, что поделились своим опытом. Да, я в самом начале пути, как и Вы когда-то. Очевидно, что мои знания Богословия, как и церковной вышивки, весьма ограниченны. Но есть интерес и желание учиться, хотя моё упрямство, конечно, этому не способствует. Вы правы, мне, видно, нужно на своей шкуре испытать. Не исключаю, что со временем я буду вышивать совсем другие иконы, а сейчас хочется вышить то, что нравится сейчас. Даже несмотря на то, что другие не воспринимают мою икону как настоящую икону. Ну нет у меня желания вышивать то, что меня не трогает. А эта икона очень схожа с иконой моей прабабушки. Мне не было и года, когда она умерла, но её дочь, сестра моей бабушки, сидела со мной, когда я была маленькая, и я видела её молящуюся перед этой иконой. Она научила меня совершать крёстное знамение и, я полагаю, вложила в меня веру в Бога. Может быть, поэтому я так упрямо настаиваю на вышивке именно этой иконы. Возможно, что Вы сочтёте это недостаточной причиной для выбора иконы, но я так чувствую. Хочу передать именно эту икону своим потомкам. Простите, если что-то не так написала. Спасибо за Ваше описание икон, Вы очень понятно всё разъясняете.
Елена, не удалось Ваше сообщение прочитать, а жаль...
На основе данных мне в этой теме советов и замечаний (за что всем очень признательна) сделала ещё одну прорись, на этот раз с иконописной иконы, которая мне просто понравилась. По-моему, это
Толгская
, но если нет, пожалуйста, поправьте. Вот что получилось.Толгская 1
Настенька
Настенька дерзайте, Бог в помощь вам.Господь каждого приводит к Себе, только одному Ему известными путями.Возможно для вас Он избрал именно этот путь,через эту икону. Как говорят - "Послушного судьба ведет, а упрямого тащит".Удачи вам.
мне кажется,
обратить внимание:
большие пальцы на руках - обычно толще остальных, расщирение у основания, вообще пальцы коротковаты, глаза маленькие, глазные впадины в линии контура лика, сам разворот глаз.
Богоматерь:
форма головы, нос Богоматери - прогнут? или это из-за фото ракурса, разворот уст, левая ноздря - опустить, сам нос длинее на иконе, ниже уста, левая рука Богоматери, всю править, форму кисти, толщину пальцев, она в другом там положении, просто накрыта мафорием, складки чепца на иконе передают его объем, вернее объем головы! середина уст под серединой носа, верхнее веко длиннее и более выпукло чем нижнее.
Младенец: нос Младенца - курносый получился, ракурс правой руки Младенца - на иконе Он реально держит Богоматерь, форма лба, шея около подбородка, длина шеи, коленка правой ноги, левая рука - складки хитона верхние и нижнии, должны подчеркивать место локотя, место талии на иконе гораздо четче обозначено, не только складками, но и внешний контур.
Вот основные ошибки, еще складки совершенно бездумно нарисованы, они всегда обозначают скрытые части тела.
красные линии - примерно,т.к. рисовала на ком-пе, сверьте с иконой
Татьяна,
Татьяна, спасибо!
Мария Евгеньевна, я так рада увидеть Ваш пост! Сердечно благодарю, что простили великодушно, да еще так подробно разобрали мою прорись и даже наглядно пояснили. Сама не увидела столько очевидных ошибок, пока Вы не указали. Все замечания учла. Постараюсь исправить. Вы очень мудрый человек. Спаси Господи!
Еще пара
Еще пара добавлений: переносица на иконе у Богоматери тоньше, чем на прориси, глаза иной формы, взгляд опущен вниз. Анастасия, обратите внимание на внутренние уголки глаз. Нос на иконе имеет греческий профиль, уста иной формы.
У Младенца на иконе глаза тоже иной формы, больше, взгляд направлен вверх, а не вбок.
В качестве помощи (мне это здорово помогает) можно распечатать в нужном размере икону и сделать черно-белое сканирование изображения без градаций серого. Все основные линии должны быть хорошо видны. Через кальку сделать прорись и посмотреть все тонкие моменты. Потом уже пытаться делать прорись начистовую.
А вообще Вы - молодец, очень твердые четкие линии и аккуратная прорись. Мне бы так.
.
Согласна с замечаниями, размещёнными ранее. Сделала маленький рисунок на компьютере (карандашом было бы легче и точнее), может пригодится. Везде по чуть-чуть и немножко придирчиво. Не обижайтесь, пожалуйста.
Контур лика Богородицы должен быть более округлым. Под кожей есть челюсть до самого кончика уха. Внутренние уголки глаз ниже и на одном уровне правый и левый. Глаза больше. Зрачок и радужка больше и другой формы (не половинками как у Вас). Бровь, линии верхнего века и ресниц стремятся к повторению друг друга. У Младенца есть подбородок, щечка и глазные впадины. Это отражается на контуре лика.Шея сзади с лёгким изгибом. Волосы внизу под ушком накладываются на шею, а не под нее.
Когда рисуете прорись не бойтесь рисовать вспомогательные линии, оси, скрытые линии. Четыре пальца рук одинаковы по толщине, мизинец может быть тоньше. Места, где пальцы переходят в ладонь, находятся на одной линии. Промежуток между средним и безымянным пальцами не может быть глубже, чем между указательным и средним...
Да-а-а, легче в живую показывать, чем вот так описывать. И что бы понятно было. Помоги Вам, Господи!Прорись, замечания
Спасибо,
Спасибо, дорогая Светлана! Мне и в голову не приходило, что можно рисовать вспомогательные линии. Теперь непременно воспользуюсь.
Вот это да!
Вот это да! Столько замечаний и советов! Вот спасибо! Очень-очень благодарна Вам, Свет и Светлана! Замечательные объяснения. Постараюсь всё исправить.
Свет, весьма интересная идея - сканировать только чёрное и белое. А как это можно сделать? Я никогда так не сканировала ничего. Правда, сканер где-то в коробках - готовимся к переезду, но как только переедем и установим сканер - обязательно попробую. А прорись начистовую - это значит, прорись с прориси или на одной прориси исправлять? Если можно, поясните, пожалуйста, как делается прорись начистовую.
Светлана, очень признательна за наглядные исправления. Действительно, с осями гораздо легче рисовать. А то вроде и понятно всё, а на рисунке получается вкривь и вкось. Кажется, если переводить на кальку, должно всё аккуратно получиться, а вот не получается... Светлана, а Вы переводите на кальку или сразу рисуете? Была впечатлена Вашим глазомером, поэтому и спрашиваю.
Ещё раз благодарю за вашу помощь, дорогие мастерицы. Спаси Господи!
Я не умею
Я не умею делать правильно, поэтому облегчаю себе работу всеми подручными средствами. Одно из них - компьютерная техника. Естественно, если родился с карандашом в руке, то ничего этого не нужно, но у меня ручки кривые.
Если делать через сканер... Берем картинку в цвете в нужном размере (если не влазит целиком в сканер, то разбиваем на кусочки и собираем впоследствии в целое с помощью дополнительных программ) и сканируем ее. Для сканирования выставляем параметр черно-белого сканирования (black and white, НЕ(русское не от слова нет)!!! grayscale!!!). С яркостью можно поиграть в зависимости от исходного образца. Получаем черно-белую картинку как из ксерокса. Если есть ксерокс, то просто можно отксерокопировать.
Если через Фотошоп, то картинку перевести в черно-белую и применить фильтр Sketch>Photocopy. Настройки яркости и контраста опять же подбираем опытным путём.
Далее я беру распечатку и делаю на кальке прорись. Сравниваю с оригиналом, исправляю и дополняю. Если надо, делаю несколько прорисей, прочувствуя линии и направление кисти художника. Делаю некоторые исправления для облегчения шитья, потому что вышивка - это всё-таки не иконопись. И уже тогда, когда мысленно обшила всю прорись и заполнила её стежками, делаю начисто, т.е. без участия предыдущих (хотя Ваша идея использовать предыдущие прориси, чтобы их копировать, мне нравится, надо попробовать). Тогда уже идёт как по маслу, даже предыдущие черновики не нужны.
А чтобы было правильно, надо всё делать конечно же по-другому.
Еще раз изучила прорись... Всё думала, что-то меня беспокоит, но я этого не замечаю... У Младенца на спине складка одежды (красного цвета) напоминает горб на прориси, а на иконе она более полная(округлая) к поясу, поэтому такого эффекта нет.
Свет, это Вы
Свет, это Вы здорово придумали. Спасибо, что поделились технологией. Тоже так попробую. Еще бы только с компьютерными программами разобраться ;-). К счастью, все должно уместиться в сканер.
Вот эту фразу не поняла. Чем же всё-таки отличается линия в иконописи и шитье?
Горб я тоже заметила, но только после того, как Мария Евгеньевна указала. Сама была в шоке, какая я невнимательная...
Свет, еще раз благодарю за такое подробное объяснение.
Кистью можно
Кистью можно сделать такие линии, которых никогда не сделаешь иглой. Да и ни к чему стараться передать иконописные моменты в совершенно ином жанре - вышивке, поэтому я убираю "лишние" линии: некоторые складки на одеждах, волосах...
И мне стыдно здесь писать это, потому что я сама пришла сюда, чтобы научиться как правильно или хотя бы почитать о том, как должно быть. А вместо этого раздаю советы, до чего дошла своим умишкой. Анастасия, не слушайте меня, слушайте тех, у кого опыт подкреплён знаниями.
В иконописи,
В иконописи, как и в живописи, кроме линии есть еще светотень, чего нет в шитье, даже те несколько памятников шитья, выполненных в так называемом "живописном стиле" (здесь на сайте об этом уже много писали), совершенно иные чем живопись, разве только китайской гладью можно передать светотень складок. собственно вот суть,сравните сами по памятникам, уже была тема про прориси.
Спасибо, Свет и
Спасибо, Свет и Мария Евгеньевна, за пояснения. Свет, несмотря на то, что Вы тоже учитесь, Вы намного опытнее меня. Я еще ничего в такой технике не вышивала, да и вообще понятия не имела о прориси, притенениях и швах до знакомства с "Убрусом". Спаси Господи создателей такого полезного и гостеприимного вебсайта!
Svetlana пишет:
Согласна с замечаниями, размещёнными ранее. Сделала маленький рисунок на компьютере (карандашом было бы легче и точнее), может пригодится. Везде по чуть-чуть и немножко придирчиво. Не обижайтесь, пожалуйста.
Контур лика Богородицы должен быть более округлым. Под кожей есть челюсть до самого кончика уха. Внутренние уголки глаз ниже и на одном уровне правый и левый. Глаза больше. Зрачок и радужка больше и другой формы (не половинками как у Вас). Бровь, линии верхнего века и ресниц стремятся к повторению друг друга. У Младенца есть подбородок, щечка и глазные впадины. Это отражается на контуре лика.Шея сзади с лёгким изгибом. Волосы внизу под ушком накладываются на шею, а не под нее.
Когда рисуете прорись не бойтесь рисовать вспомогательные линии, оси, скрытые линии. Четыре пальца рук одинаковы по толщине, мизинец может быть тоньше. Места, где пальцы переходят в ладонь, находятся на одной линии. Промежуток между средним и безымянным пальцами не может быть глубже, чем между указательным и средним...
Да-а-а, легче в живую показывать, чем вот так описывать. И что бы понятно было. Помоги Вам, Господи!Прорись, замечания
Светлана,ничего себе, маленький рисунок на компьютере!!!Это в фотошопе такие
ровные уверенные линии мышью нарисовали, или на планшете? Советы скопировала
себе для учебы, а рисунок просто поразил!
Нет, не на
Нет, не на планшете и не мышью (мышкой только тень на щеке), все в кривых в Кореле, мне так пока легче, чем в фотошопе. Осваиваю рисование в компьютере, работа такая. А это - лишний повод потренироваться.
а эффект
а эффект карандаша после выведения кривых как получился? В растр переводили? Моя работа тоже в отрисовке в кореле состоит. Только шаблоны рисую. Заливками и эффектами разными не приходится пользоваться. Вот толком их и не знаю
Нарисовала
Достойно Есть
Достойно Есть
Нарисовала второй вариант живописной иконы уже давно, но по семейным обстоятельствам не успела закачать сразу. Что здесь исправить?
Даже в этой
Даже в этой живописи можно увидеть икону. В фотошопе,прям по Вашей живописной ,набросок ftsh
(Тема не указана)
Дело ,конечно,Ваше... Но у Вас лица,а не лики,а помнится икону хотели
Зиночка, браво!
Зиночка, браво! Мне бы так лики рисовать!!!
Можно обращусь за наброском как-нибудь?
Елена
Anastasiya , вы уже
Anastasiya , вы уже в шаге от успеха. Мне нравится прдвижение вперед в ваших рисунках. Но еще чуть-чуть поработать надо. Пятая-шестая точно будет как нужно!
я тоже вышивала эту икону- была 3я моя вышивка. Намучалась с прорисью. Так и не получилось хорошо. Теперь эти ошибки вижу.Хотя тогда мне почти все нравилось
Удачи!
Лена,обращайте
Лена,обращайтесь.Если смогу помогу
я плохо рисую в
я плохо рисую в фотошопе, все линии примерно, но форма другая должна быть носа и нижних век, надо найти локоть у правой руки Богоматери
Зинаида,
Зинаида, большое спасибо за набросок. Вроде бы поняла принцип построения лика в иконописи, но пыталась сочетать эти знания с тем, что видела напросвет. Мне не хотелось бы полностью переделать эту икону в иконописную. Моя цель - как можно более точно повторить этот Образ, я сама вижу, что пока у меня не получилось, но мне непонятно, как сделать так, чтобы получилось. Ваш эскиз мне понравился, но мне кажется, что выражение ликов в нем немного другое, чем на иконе. Или я неправильно поняла, что Вы хотели мне объяснить? Не разобралась, почему у меня получаются лица, а не лики, что именно я не так делаю?
Татьяна, спасибо за поддержку. Буду пытаться, пока не получится. Иначе, как справедливо заметила Мария Евгеньевна, нет смысла шить икону. Однако, похоже "получиться хорошо" понятие субъективное. То, что сейчас нам хорошо, в будущем, скорее всего, нам будет казаться несовершенным. Мне кажется, это нормальный процесс приобретения опыта. Благодаря тому, что Вы вышили ту икону, пусть даже совершив некоторые ошибки, Вы стали более искусной мастерицей. А можно взглянуть на Вашу работу?
Вы замечательно нарисовали, Мария Евгеньевна! Сразу ясно, где исправлять. Огромное спасибо! С локтем как-то чудно, вроде на иконе правая рука находится в вертикальном положении, но почему одежды так отстают от тела, непонятно... Я вот никогда внимания не обращала, а Вы сразу все замечаете.
А мне кажется,
А мне кажется, что у Зинаиды нарисованные лики больше похожи на оригинал.Настя на лике Пр.Б. который ты нарисовала прищуренный взгляд и губки немного выпячены.Так мне видится.А как исправить сама не знаю.не умею рисовать.
Верхнее веко
Верхнее веко на Вашей прориси фактически кусок круга,что не соответствует оригиналу.На иконе хорошо видно,что радужка "прилеплена" к верхнему веку -часть окружности ,а не полная.Хорошо видно,что до нижнего века радужка не доходит Зрачок тоже прикасается к верхнему веку ,а не в центре радужки.
Икона хотя и живописная,но писал её человек знакомый с иконописными традициями
http://img-fotki.yandex.ru/get/3114/zlyuka3403.1/0_22f85_694130f6_XL.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/3208/zlyuka3403.1/0_22f86_eafc780a_XL.jpg
Татьяна,
Татьяна, спасибо за Ваши замечания. Постараюсь исправить.
Зинаида, благодарю за подробные объяснения, да еще с картинками для сравнения. Действительно так, как Вы описали. Старалась перевести точно, а получилось совсем по-другому. Я на окне рисовала, может, световой столик стоит приобрести? Или в фотошопе лучше учиться, чтобы сразу было видно? С фотошопом пока не знакома, но впечатлена возможностями. Стоит освоить? А Вы как свои прориси делаете, на компьютере или на кальке? Ещё раз спасибо за Ваше терпение.
Анастасия, а
Анастасия, а ксерокопию иконы можно сделать? и потом по ней через копирку
на бумагу перевести? Лучше видно будет, чем через кальку напросвет
вот нашла
вот нашла фото."мыльницей" снятое и отсканировала.
Икону "Достойно Есть" (25х30 см )вышивала лет 9 назад. Еще совсем ничего о традициях шитья не знала. Заказчик просил, чтобы нарядно было.Лики враскол № 33, одежды-накладное шитьё,бархат подложен.одежды ангелов и БОГА-Отца по картону.Тут и канитель и бисер и жемчуг - всего по-немножку.
Жаль, подсказок учителей не было. Только теперь вот чуть-чуть соображать начинаю, что к чему после их мудрых советов.
Настя, мы на
Настя, мы на интернет-курсах прориси делали так:
1.кальку брали Satin (франц., я ей пользовалась) или лавсановую.Эти кальки довольно толстые, но оч. прозрачные. 2. Нужную икону распечатывали на принтере в формате А4, так надо было по заданию.3. На окне, на просвет прорись не снимали,я, напр., взяла кусок толстого стекла, а снизу поместила лампу. кладете икону на стекло, сверху кальку и делаете прорись карандашом ТМ, применяя в тех местах, где необходимо, разную силу нажима
Но перво-наперво нужно знать правила изображения ликов, деталей ликов икон, о чем здесь уже говорила Зина.
В фтшпе не
В фтшпе не советую .Мышь плохо слушается,линии корявые.10 раз сотрёшь,грех один.Это мне лень было вставать ,"комбайн "подключать,сканировать и т. п.Ежели только купить (не помню,как зовут)панельку такую ,по которой карандашом ,взамен мыши
Татьяна, Ваш
Татьяна, Ваш совет насчет ксерокопии и копирки очень понравился. Сама не догадалась :-). Подойдет цветная, отпечатанная на компьютере, или лучше черно-белая? Спасибо, что показали Вашу работу. Очень аккуратные лики. А одежды, если я правильно поняла, аппликация из бархата, а поверх - шитьё? Вышивали сразу по основной ткани или перекладывали? А что за основная ткань? Орнамент выполнен шнуром или канителью? У меня тоже есть такой вариант иконы, с которой Вы снимали прорись, только, к сожалению уже выцвела.
Спасибо, Валентина, за описание Вашего способа. Попробую и так, только пока стекла подходящего не имеется. Через месяц переезжаем, тогда и куплю. С моими ребятишками на окне рисовать показалось безопасней.
Зинаида, тогда и заморачиваться с фотошопом не буду. Благодарю за совет.
А я вот как-то
А я вот как-то сомневаюсь насчет снятия прориси при помощи копирки...
Анастасия,
Анастасия, этот способ рисования прориси не мой, я еще раз подчеркиваю-так учили нас на интернет-курсах
Татьяна
Танюша, а после, конечно скопированный рисунок карандашом править и потом уж на кальке как обычно по четким линиям рисовать. На цветной иконе даже напросвет не всегда четко линии видны.
Анастасия, работу показала как раз затем, чтобы моих ошибок не повторяли.
Да, с цветной
Да, с цветной иконы снимать очень неудобно. Мы делали черно-белый отпечаток на принтере, и снимали с него.
Дык и я о том же!
Дык и я о том же! И потренироваться порисовать карандашом на ксерокопии можно
Таня, очень
Таня, очень нравятся вышитые тобою лики и на первых иконах. Помощи божией!
Елена
Спаси Господи,
Спаси Господи, Лена!
Закачала
Закачала наверх (прикрепила к теме) новый вариант. Пока без притенений. Лик Богородицы - дубль 8, остальное - дубль 3.
Можно
Можно притенения рисовать или всё заново? Опять с толщиной линий не то, но уж больно эта калька пачкается, всё смазанно получается. Решила больше не обводить в доличном, но поняла, где нужно толще шить (в доличном).