Шитье плащаницы
Наталья С. 3 декабря, 2006 - 14:24.
Прошу преподавателей мастерской рассказать, как шьется плащаница в Вашей мастерской (начиная с подбора материала, цвета, ниток, запяливания ткани). Каким образом можно перенести хорошо сохранившиеся фрагменты старой плащаницы на новую. Используется ли в шитье картон, или нужны более пластичные материалы, какова (если нужна) проклейка по составу, может проклеиваются только зашитые фрагменты. Спасибо.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Сейчас мы как
Ткань мы запяливаем следующим образом: между тканью основы, на которой будет делаться вышивка, и нижней тканью (хлопок или лен) кладем "паутинку" - нетканый клеевой материал. Можно в 2 слоя. Запяливаем в большие разборные пяльцы. Переносим рисунок. Скручиваем пяльцы так, чтобы рабочее поле было удобным, т. е. не шире 40 см. Это средняя часть плащаницы. Вышиваем, и по мере работы раскручиваем пяльцы, расширяя рабочее поле, пока не вышьем весь средник. Потом вышиваем кайму. К любому из перечисленных действий можно приписать огромный комментарий. Каждая вещь индивидуальна, всегда есть масса разных условий, которые меняют ход работы. Теоретически описать все это невозможно, каждый конкретный случай надо комментировать отдельно. Да, после окончания работы пропариваем ее с изнанки (в пяльцах, конечно), чтобы "паутинка" склеила между собой лицевую и нижнюю ткани. Другую проклейку мы не используем.
Мы практически не используем картон, в смысле вышивку по картону. Мы ориентируемся на традицию лицевого шитья 15-16 вв., и шитье по картону там не уместно. Как и бархатные фоны. Буквы надписи шьем "в прикреп". Если плащаница решена в стиле 18-19 вв., то можно делать надпись по картону, на бархате. Но мы не любители этого стиля.
Если Вы спрашиваете про картон, который используется как прокладка под средник для придания жесткости, то лучше использовать какой-нибудь современный материал типа пластика (смотрите в строительных магазинах). А иногда нас просили оставлять плащаницу без жесткой прокладки, просто мягкой. Проклейки с помощью паутинки достаточно для того, чтобы вышивка не деформировалась впоследствии.
Что касается переноса фрагментов старого шитья на новый фон, то это особая тема. "Реставрационная". Применять ли какие-то проклейки, зависит от того, что было применено на самом старом шитье. Тут нужны подробности. Что переносится, в каком оно состоянии, какие ткани.
Спасибо! У меня
Почему?
Я иногда
Большущее
При
Елена! Под
Для Господской
Для Господской плащаницы традиционно используются цвета от голубого до темно-синего, фиолетовый, красный и все его оттенки, от терракотового до бордового. Кайма может быть из той же ткани, может быть и любого другого цвета. Главное - она должна сочетаться по цвету с фоном средника и с тем, что на нем вышито.
С отрезной каймой можно работать по-разному. Можно вышивать отдельно средник и каймы, а потом все соединять и швы закрывать тесьмой или "отбивкой" (в последнем случае надо снова все запяливать). Для той работы, которую мы сейчас делаем, мы выбрали другой вариант: к синему среднику мы сразу пришили каймы и в таком виде запяливаем.
Для личного шитья используем нитки всякие: московские, французские, китайские. Про питерский шелк ничего не знаю, а про хирургический слышала, но в руках не держала. Прочность ниток имеет значение. Бывает, что старые нитки часто рвутся в процессе шитья. Это значит, они уже отжили свой срок, увы! Их надо просто выбросить... Использовать их категорически нельзя. Я слышала от кого-то, что срок жизни современных шелковых ниток - 50 лет. Навроде гарантийного срока. Это печально.
Для золотного шитья мы используем все, что есть. Но, конечно, металлические нити лучше люрекса. Латунные, или индийские в пасмах.
Изнанку, в смысле подкладку, лучше не делать из той же ткани, на которой делается вышивка. Мы берем льняные или х/б однотонные ткани с фактурой. Они у нас в Питере разных цветов продаются, только забыла. кто их производит.
Буквы можно шить десятком разных способов, в том числе по настилу, по веревочке, шнуром и т. д.
По-моему, мы
Елена! Спасибо
Все прочитала,
По ходу вашего
По ходу вашего интересного разговора у меня тоже возник вопрос - какие все таки золотные нити вы лично считаете самыми качественными? Для моей работы очень неподходит лимонный (переходящий в зеленоватый) оттенок которые имеют нитки денисовского завода... Нужен красноватый оттенок. Я даже пробовала общаться на эту тему с золотильной мастерской - но пока у меня ничего не вышло.(Была идея сделать настоящую волоченку, т.е позолотить тоненькую медную проволоку. сделали образец. Выгляет ПРЕКРАСНО!но... увы, из-за никелирования, готорое предваряло процесс гальванического нанесения золота на проволочку - она сделалась ломкой) Да и дороговато это все , конечно...
Елена, вы упомянули про нитки индийского производства. Это какие? я кроме как в Заяицком и на Троицком подворье даже и не знаю где еще искать! Нужны толстые металлизированные нитки теплого оттенка и чтоб, желательно, не как фольга блестели. Вот такая делема! Многие говорят что лучше денисовских все равно нет . а вы что скажете?
У меня вопрос
Именно в
Именно в Заяицком и на Троицком подворье продаются индийские нитки в пасмах, только на них не написано, что они индийские (стоят рублей 25). Бывают всевозможных оттенков золота и разной толщины. Но блестят, как любые пряденые нити. Основа у них х/б. Иногда она некачественная, и нитки очень рвутся. На Троицком были подобные нитки в больших пасмах, тоже нескольких оттенков. Вот они самые качественные. В смысле, не рвутся.
С денисовским золотом проблема следующая: воруют очень... Мы как-то делали суперанализ 5%-ного золота. И там не было ни одного иона золота. НИ ОДНОГО! Я считаю, что для такой цены (больше 1000 уе за кг) это слишком. Потому оно и зеленеет.
Но мы, правда, и люрексом шьем частенько. Типа ДМС. А красноватый оттенок золоту может придать прикрепная нить...
Возможно, речь
Я один раз
Простите если
Лицевое - может
Helen, расскажите
Рекомендую для
Мне тоже
Елена, вы меня
А как проходит
А как проходит сам процесс стирки? Погружаются ли пяльцы в воду целиком? Применяется ли какое-то моющее средство? Каким образом Вы воздействуете на вышивку в пяльцах? Я имею в виду, пользуетесь ли губкой, кистями или чем-то еще?
Очень хотелось бы увидеть Ваши работы на нашем сайте!
Большие работы
Определенно
Попробую
Ура!
У меня что-то не
А шелковые нити
Перед тем как
Helen, я тоже
Эх, если бы вся
Интересно - не
Нужен совет!
Да-а, видать
Лия, я не
Лия, я не отвечала, потому что не знаю, что сказать. Думала, кто-то умный что-нибудь посоветует. Жемчуг мы никогда не пробовали пришивать на весу. По крайней мере, в таком количестве - я имею в виду отбивку.Так только, по мелочи, когда орнамент или буквы на углах стыковали...
Можно использовать какую-то готовую тесьму для закрывания стыков. Мы очень любим всякие косы. Готовые, самодельные...
А все таки, есть у вас цветной макет?
И каким
А зачем жемчуг
Текс-с! Дело
Дык, есть! Не
Дык, есть! Не могу пока только фотку отправить. Надо опять Ирину просить.
А про косы я и сама кумекала, что это проще всего, а наш иконописец говорит, что жемчуг красивше Концы кос ведь просто убираешь наизнанку при сшивании и дело с концом!
А я все жду и
А я все жду и жду когда мы сможем увидеть убрусовскую последнюю Богородичную плащаницу крупно и в деталях... Может, после Пасхи????
Думаю, да... Я
Как это
Помоги Вам
Помоги Вам Господи! И жалко вас, и радостно за вас!!!
Ну правильно!
В Маясовой
Только и
Дорогие наши,
http://www.liveinternet.ru/us
http://www.liveinternet.ru/users/1304680/blog#post36044585
Посмотрите какие бывают плащаницы, оказывается... И какие батюшки...
Ну... байкеры
Мне тоже так
Никакого
Никакого кошмара нет помоему
Можно
Хорошо, что не
У каждого
У каждого путь свой. Замечательно,что в храм привёл,самая большая радость .Молодец батюшка.
Все равно
Все равно машина ткань немного "тянет": или низ, или верх... Чует мое сердце, что придется все-таки вручную сшивать, по-старинке, так сказать. Будет полностью "ручная работа"
Мы вышили буквы, херувимов. Сейчас вышиваем орнамент. Работы еще много, хотелось бы, конечно, успеть к празднику. На Успение будет юбилей (десять лет освящения Престола).
Лиля-я-я-я...
Если у Вас
Прости, но
Люди добрые!
Люди добрые! Помогите! Я конечно понимаю, что размеры разные бывают. Но может кто-нить напишит средний размер средника Господской плащаницы, длину фигуры Христа. Убрусовцы уже столько вышили! Если можете, то напишите сколько шёлка уходит на личное. Очень важно...и вообще в такое ввязалась!!! Заказчик не знает чего он точно хочит! То есть хочет много, всего и сразу.
1. Размеры.
1. Размеры.
Размер плащаницы зависит от размера Престола, ведь после Пасхи плащаница 40 дней на нем лежит. Вариантов два:
1) ширина средника равна ширине Престола, высота зависит от композиции, но, ясное дело, меньше ширины. В этом случае каймы плащаницы свисают на переднюю и боковые стороны Престола, как скатерть. Поскольку кроме простертой плащаницы на Престоле должны поместиться семисвечник и еще некоторые предметы, кайма не должна быть сильно широкой, ведь верхняя в этом случае лежит на престоле. Но и меньше 18-20 см она тоже не может быть, т. к. в противном случае не будет красиво свисать, а будет топорщиться. Распространенный размер Престола 100х100х100 см - куб. Значит высота средника плюс ширина каймы должны быть не более 75 см (чтобы сантиметров 25 осталось свободными на восточной части Престола) - т.е. средник 100х55 см, кайма 20 см. Хорошо бы о. Дионисий внес свои коррективы - сколько должно остаться места за плащаницей?
2) Вся плащаница целиком лежит на Престоле. Тогда каймы могут быть и узкие, не предназначенные для свисания. При том же метровом Престоле ширина средника может быть 70 см, каймы по 12,5-13 см. Высота средника зависит от композиции, т. к. пропорции могут быть самые разные.
У Кондакова есть замечание, что пропорции византийских плащаниц 5:4, но откудова у него эти сведения, не сообщается. И пропорции ли это средника или общего размера - не ясно. Но при желании можно сделать замеры и подсчеты. В "Убрусе" № 3 полно разных плащаниц, пригодных для этих целей.
2. Про длину фигуры ничего определенного сказать не могу. Композиции-то все разные. Можно посмотреть пропорции в том же третьем номере или в Галерее, или в Наших работах.
На диске ПСТГУ про плащаницы есть 3 образца прорисей. Правда, не ясно, для чего они сделаны, ведь воспользоваться ими нельзя: они совсем крохотного размера. Все три прориси сняты с классичеких образцов. Вот они:
Огромнейшее
Огромнейшее сапасибо за такой подробный ответ. Теперь хоть есть отчего отталкиваться. Пу прориси конечно наш институт выложил.... Это явно на 5 лет работы. Я на иконописном рис - ке тоже рисовала многофигурную. А щас думаю - какая же была не практичная. Совсем забыла, что в третьем номере всё про плащаницы. Побегу смотреть.
Кто - то в храм
Кто - то в храм принёс плащаницу старинную деревянную.Срочно нужно реставрировать.Думаю делать на деревянную часть как ризу, а кайму пришивать отдельно.НО подскажите пожалуйста, можно ли в углах каймы вместо ликов ангелов вышивать например кресты или что ещё.Потому что, иконописца рядом нет, кто бы мог нарисовать.НЕ нарушу ли я канонов.Реставрировала иконы, плащаницу - в первые.ПОмогите!
Лариса,
Лариса, посмотрите в разделе "Наши работы"-глава ПЛАЩАНИЦЫ, думаю много что для себя найдете. Там не на всех работах есть херувимы. Вы лучше сделайте фото и выложите его, Вам знающий народ точно что то подскажет.
на плащаницах
на плащаницах Господских в углах - символы Евангелистов или они сами, на Богородичных - серафимы и херувимы.скиньте в личку почтовый адрес, вышлю кое-что.
Если открыть
Если открыть эти изображения (см выше ссылки)
Прикрепление Размер
221.jpg 176.68 кб
123.jpg 135.57 кб
2.jpg
в ACDSee, то можно увеличить довольно сильно, потом навести резкость, получается неплохо. Только еще не пойму, как напечатать целиком на разных листах. Вручную резать не хочется.
(В Fhotoshopе такого качества не выйдет)
Многоуважаемые
Многоуважаемые Отцы, братия и сестры. После Пасхи будем начинать Господскую плащаницу. Ткань-бархат. У меня к вам ко всем вопрос: фигуру Христа вышивать на х/б ткани, а затем перекладывать или шить сразу на бархате? Наверное, проблемы какие-то с ворсом могут быть. Вобчем, делитесь опытом
Мария
Мария Евгеньевна! Сбросила вам свой адрес, жду от вас с нетерпением вестей.Только вот боюсь, правильно ли я отправила вам адрес? С интнрнетом у меня - тупо.
Мария
Мария Евгеньевна! Сбросила вам свой адрес, жду от вас с нетерпением вестей.Только вот боюсь, правильно ли я отправила вам адрес? С интнрнетом у меня - тупо.
Лия, на бархате
Лия, на бархате точно не стоит!
Лия , если Вы
Лия , если Вы неприменно хотите использовать бархат, то я например сделал бы так. Среднею часть вышивал бы на тонком , но плотном льне (лён плотнее хб сам по себе и это уже даёт некоторую жёсткость) , зашил бы его полностью ( то есть все до миллиметра покрыл бы вышивкой), а вот бархатные части, вышил бы отдельно и уже после пришил, не стоит нашивать по верх бархата средник.
Если нет такой возможности зашить средник целиком, то лён тогда не стоит использовать, но и бархат наверное тоже, делать все на однородной ткани. Иначе как мне представляется нарушится композиционное равновесии в материале, то есть бархат по ощущению, ткань более тяжёлая и плотная в отличии от шёлка.
Юрий, я не могу
Юрий, я не могу зашить весь средник, боюсь, что до пенсии не успею, а надо к следующей Пасхе.
Елена Юрьевна, а что делать то тогда? Какую ткань для плащаницы лучше взять?
Я несколько
Я несколько икон вышила на бархате, правда небольших.
Запяливаю сразу тонкий лен на бархате (большем по размеру), который лежит на основе. Потом когда фигура зашита шелком и золотом аккуратно срезаю лен. Затем по шнурку обшиваю край обреза фигуры. Даже если совсем тонкий шнурок, ничего не заметно.
Да, лен или хлопок подкрахмаливаю, чтоб перевести через стекло рисунок гелевой тонкой ручкой.
Мне кажется так лучше, чем потом переносить готовую фигуру и пришивать на бархат.
Елена Юрьевна,
Елена Юрьевна, утвердите рецепт (совет) Elen?
Самое лучшее -
Самое лучшее - средник маслом на холсте, на тонкий подрамник, мебельным степлером приколотили на дивной красоты вышивку каймы - вот и вся недолга. Расшейте кайму всяко-разно-интересно. И буквами, и цифрами, и узорами, и орнаментами. А средник НАРИСУЙТЕ. Долго молчал, крепился, но все ваше лицевое шитье - перевод времени, сил и ниток!!! Зачем Юрий собрался в ПСТГУ при таком уровне своих работ - тоже понять до сих пор не могу... Разве что поучить тамошних преподавателей...
Можно со скуки вышить маленькую иконку. Ну покровцы (если скука уж слишком велика). Но строчить средник Плащаницы.... Вызывайте скорую...
Э, нет, батюшка,
Э, нет, батюшка, вот уж позвольте с вами не согласиться.
Позволяю
Позволяю
Вот я и хочу
Вот я и хочу ,батюшка, добиться того чтобы это не стало переводом времени. Знаю. что можно сделать очень хорошо, вижу это в голове, по цветам, в материале, только дотянуться пока не могу, что то держит. Плохо делать нельзя, а хорошо как хочется ещё не могу, а когда то начинать надо.
Вот учёба в ПСТГУ и может стать той отправной точкой, а также может организовать и восполнить те знания, до которых в повседневной жизни не доходят руки, по любому это расширяет кругозор.
А живопись маслом это хорошо, но наверное все таки в раме и на стене. Уж простите меня, Ну не нравятся мне лики ангелочков написанные маслом и затем каким то образом пришитые.Так же как и не все старинное шитье может служить для подражания, а только в качестве материала для анализа и изучения, и что бы посмотреть как делать не стоит. Хоть это и шитая , но икона. Не могу себе представить, чтобы Рублёв нарисовал вокруг глаз круги. Наши древние, замечательные мастерицы, не всегда обладали художественным чутьём, это не их вина, но и ошибок повторять не стоит, а стараться отсеивать самое ценное, его приумножать и делать ещё лучше Побейте меня если я не прав. Думаю что лицевое шитье может выглядеть как писанная икона ( ориентируясь конечно на лучшие образцы), вы спросите зачем тогда вышивать, когда можно написать. Да можно, но материал разный и восприятие разное. У нас сейчас есть многое для того чтобы делать лучше.
Юрий, согласна
Юрий, согласна с Вами. Успехов !
Спасибо, Юрий,
Спасибо, Юрий, вы высказали мои мысли вслух. Ведь можно тогда сказать: зачем писать, если есть полиграфическая икона?
Думаю, лицевое шитье бесценно. Пусть таких работ крайне мало, но пусть они будут!
отец Дионисий,
отец Дионисий, сестры же хотят вышить плащаницу не только потому что она нужна для храма, важен именно тот молитвенный труд, который они несут во время вышивки. Я, наверное, коряво выразилась,простите.
в мастерской
в мастерской при мда в таких случаях выщипывают бархат
переводят рисунок на изнанку бархата и с изнанки в местах где будет лицевое шитье выщипывают бархат потом с лицевой стороны в местах выщипов подшивают тонкую тканьи по ней ужо спокойно вышивают но конечно этот способ хорош для небольших площадей выщипывать большую площадь наверное тяжко
можно еще использовать стабилизатор для машинной вышивки
есть один стабилизатор из хлопка он похож на жесткую бумагу так вот его можно наложить на бархат и приспокойно вышивать себе лицевое лицевое шитье плотная вышивка и по этому ворс под ней примнется равномерно
Рискую быть
Рискую быть побитой, но выложу фото Плащаницы. которую тоже нужно было сделать быстро. За 2 месяца получилось следующее. Это только средник(60х90) и фото переврало все цвета. Фон фиолетовый, все, что смотрится черно-синим - серебро с темной нитью прикрепа. Одежлы - накладная аппликация.Каймы темно-красные ( поверьте на слово-красивые :-) с текстом и орнаментом )фото так и не дождалась. Под личное подкладывала ткань.
Татьяна а где
Татьяна а где фоткт то
Да вот же,
Да вот же, Надежда!Правда, качество как всегда...:-((
Да, Танюша, ты
Да, Танюша, ты точно будешь побита!!! У меня-то фото с русскими названиями не открываются!!! Пришли хоть на ящик, что ли...
Сейчас
Сейчас переименую!
Потеряла дар
Потеряла дар речи...
Ой, как нравится...
Давно вышивала? За да месяца??? Пойду пить валерьянку.
за два
за два месяца...кошмар...наверное спать разучились за это время...для двух очень прилично
Угу! Потом
Угу! Потом отоспалась!:-)
Но там почти все тонким шнуром выложено( вручную крученым),крест белым с серебром шнуром готовым вприкреп, а личное 33 шелком в две нити.Только оплечья и кувшин - прикреп по настилу, еще листья и буквы на каймах, но фото нет :-((