Прорись - стиль - техника шитья
Grach 24 декабря, 2006 - 02:35.
Елена здравствуйте!По поводу прорисей,мне кажется,что надо сначала выбрать технику вышивки,а потом выбирать прорись.Если посмотреть каталог "Шитье Древней Руси" в собрании Загорского музея 1983г.,то там видно,что работы до 16в.вышиты шелком,более поздние работы шьются уже пряденым золотом и серебром в прикреп,кроме личного.Опять же личное шьется с притенением с 16в.На ранних работах притенения нет.По видимому техника вышивки напрямую зависит от техники написания икон,то есть они должны относиться к одному времени.Неправильно будет ,если взять прорись 14-15веков, а вышивать в стиле 17в.(все золотом с прикрепами),что вы по этому поводу думаете?
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Вопрос, который
Вопрос, который Вы задаете, очень серьезный. Это один из главных вопросов современного церковного шитья.
Можно ли шить образ по прориси, снятой с иконы 15 в. в технике 17 в.?
Думаю, разные мастера ответят на этот вопрос по-разному. Я могу лишь высказать свою точку зрения и попытаться ее обосновать.
Думаю, что можно. Потому что я считаю, что шить в стиле какой-то определенной эпохи - это неверный путь. Т. е. мы вообще не идем по пути стилизации. То, что мы сейчас создаем, - это шитье 21 века. Потому что мы живем в 21 веке. Потому что мы не можем думать и чувствовать так, как думали и чувствовали мастерицы 15 или 17 века. Это данность, и изменить ее нельзя... По-моему, заявление о том, что современные мастерицы занимаются древнерусским шитьем звучит абсурдно: древнерусское шитье - это шитье, сделанное в эпоху Древней Руси. А мне даже такие анекдотические варианты встречались: "византийская плащаница современной работы".
Именно поэтому в нашей мастерской мы совершенно не пользуемся такой формой обучения, как копии старых образцов в материале. Ни разу в жизни мне не довелось увидеть копию древнего шитья, которая не проигрывала бы по всем пунктам в сравнении с той вещью, "копией" которой она является. Все древние вещи очень живые. При этом в процессе своей многовековой жизни они довольно сильно изменились, ведь наш "трепетный" материал очень подвержен всевозможным воздействиям!
И первый вопрос, стоящий перед копиистом - что же, собственно, он собирается копировать? То состояние, в котором выбранный памятник шитья находится в данный конкретный момент времени? Или попытаться воссоздать облик вещи на тот момент, когда она вышла из рук создательницы лет 300-500 назад? Если идти по первому пути, то нужно повторить в современном шитье все деформации, которым время подвергло прекрасную когда-то вещь... Но не стоит забывать, что это не есть шитье ради шитья, ведь, даже делая копию, мы все же вышиваем священное изображение - Икону.
Попытка же как-то "подправить" свою копию древнего памятника приводит, как правило, к тому, что современная вышивка, не обладая очарованием оригинала, выглядит засушенной и мертвой. Я бы сказала, "мертворожденной".
Однако это ни в коей мере не отрицает первостепенного значения внимательного изучения памятников древнерусского шитья, и именно с точки зрения того, КАК это сделано. Мы в нашей мастерской нашли, как мне кажется, оптимальный способ такого изучения. Я называю это АНАЛИТИЧЕСКОЕ КОПИРОВАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПАМЯТНИКА. Вторая часть этой работы - Тех. описание - напоминает музейную работу по каталожному описанию вещей. Первая же часть - практическая - предполоагает изготовление копии шитой вещи, но не в материале, а на бумаге.
Эта работа состоит из нескольких последовательно выполняемых заданий: 1. снять прорись с памятника шитья, причем максимально точно попытаться передать ее пропорциональную толщину и характер. 2. выявить область притенения (речь идет об аналитической копии шитья лика). 3. составить схему направления стежков на притенении и на части, зашитой основным тоном. 4. Особенности (например, выделение другим цветом белков глаз или уст).
Вот для примера образец такой работы с одним из ликов на плащанице 1565 г. вклада Старицких в Кирилло-Белозерский монастырь (ГРМ):
http://ubrus.ru/files/pictures/DSCN9471_small.jpg
Работая таким образом с памятниками древнего шитья, мы заметили, что стали видеть гораздо больше, чем при каком бы то ни было внимательном осмотре этих вещей. Я считаю, что такого копирования, основанного на анализе, вполне достаточно для обучения. Во-первых, потому что таких заданий, в отличие от повторения в материале, т. е. вышивания, можно сделать много. Во-вторых, таким образом мы избегаем создания никому не нужных предметов - посредственных копий старых оригиналов.
Возвращаясь к Вашему вопросу о соответствии стиля прориси и техники шитья, хотелось бы заметить, что, несмотря на то, что шитье 17 в. безусловно отличается по стилю от предметов более ранних, с технической точки зрения никаких новшеств в нем нет. Прекрасные образцы личного шитья по форме, с притенениями, видим в древнейших сохранившихся византийских памятниках - Панагудской плащанице, воздухе "Евхаристия" в Хиландаре, охридском "Распятии". Кстати, доличное там шито золотом "в прикреп", а фоны на двух из вышеназванных памятников также зашиты металлической нитью. Столь же рано используется в шитье и скань. Так что я не вижу причин ограничивать себя в выборе техники, ссылаясь на стиль прориси.
Но ограничивать себя, безусловно, надо, только руководствоваться надо иными принципами. Повторюсь: мы не стремимся к стилизации. Не думаю, что глядя на наши работы, можно классифицировать их как подражание той или иной эпохе. В арсенале современной вышивальщицы весь спектр приемов и технических решений, разработанных за шесть прошедших веков в русском церковном шитье. Применение же и сочетание их должно быть основано на скрупулезном изучении той богатейшей традиции вышивки, наследниками которой мы являемся.
Елена, спасибо
Елена большое
Елена, спасибо
Вот видете
"выглядит
Мы столько лет
Господь
Спаси Вас,
Елена
Елена Юрьевна,
страничка с копийной работой не работает.
Можно как-то еще увидеть бумажную копию ваших учеников по образцам древнерусского шитья?
Хочеться знать, как правильно изучать лицевое шитье.
Елена
К сожалению,
К сожалению, большое кол-во фотографий аналит. копий, выполненных учащимися, сгорело вместе с моим прежним компьютером. Но примерно так:
Спасибо! (уже
Спасибо!
(уже даже неудобно так часто радоваться и удивляться, но - здорово!)
До некоторых некоторые простые вещи доходят только, если они их посмотрят и даже пощупают... (а потом попробуют повторить)
Очень ценная
Очень ценная работа, сразу понятно, как ложить стежки на мужском лике. Как жаль, что все утеряно...Елена Юрьевна, а в следующем выпуске "Убруса" еще не будет материалов о лицевом шитье?
Мы хотим все
Мы хотим все дать последовательно. Поэтому пока нет. К тому же я прочитала свой развернутый ответ и очень удивилась, что когда-то у меня было время на это... Сейчас все несколько изменилось!
Спасибо. Елена
Спасибо.
Елена