Плетение золотных кружев на коклюшках для украшения Храма
Доброго времени суток!
Поздравляю с Рождеством Христовым! Желаю успехов в трудах и доброго здоровья!
Я новичок на вашем прекрасном сайте.Занимаюсь уже давно плетением кружев на коклюшках, в т. ч. золотных.
Очень люблю кружево и вышивку, но главное - кружево
/нельзя объять необъятное/.
Хотела бы поднять тему об украшении церковных тканей не только вышивкой /речь идет конечно об орнаментальном украшении/, но и плетеным на коклюшках кружеве, как традиционной для России технике, бытовавшей у нас с 16 века / в некоторых источниках даже раньше указывается, а в некоторых - позже/.И хочу заметить, что производство кружев для нужд Церкви занимало не самое малое место наряду с вышивкой.Здесь я могу сослаться на монументальный труд искусствоведа советских времен - Фалеевой В.А., Л. "Художник РСФСР", 1983 г.
Почему так подробно пишу и ссылаюсь на источники - потому что столкнулась с почти полным отрицанием использования кружева в церковной практике украшения тканей и также с почти полным непониманием - " А собственно, зачем это нужно?"С моей точки зрения - странный вопрос и странное отношение к прекрасному виду рукоделия, которым к тому же занималась более 300 лет почти вся женская половина наших предков не только для своих нарядов, но и для украшения богослужебных церковных тканей.
Сейчас, в наше время этот момент как-то замалчивается, плетение кружев затухает, от большого огня остаются уже только слабенькие угольки и тех нигде не видно.Может быть я ошибаюсь - мало бываю в интернете - не люблю его.Если кто-то встречал материал о плетени кружев для богослужебных тканей - будьте добры - напишите, буду премного благодарна.
Вот, собственно - тема.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Наталья,
Как раз перед
Как раз перед Рождеством была в вологодском музее прикладного искуства. Видела там удивительные крежевные покровцы, пелены и эпитрахиль. Золотные кружева достаточно часто втречались фрагментами и как оформление вышитых вещей.
К сожалению фотографировать и зарисовывать в музее запрещают, поэтому фотографий показать не могу. Смотрятся кружева (они положены на плотную тканную основу) в церковных вещах необычно, однако вполне органично.
В училище
Золото-серебрян
Литература,
Хотим
Размещаю
Я тоже
Доброго
Доброго времени суток !
Благодарю всех, кто написал о золотном кружеве и особенно прислал фото.Я немогу вывесить фото, т.к. не имею достаточной техники и умения.Как только появится и то и другое - сейчас же и помещу некоторые работы здесь на "Убрусе".
По поводу появления золотного кружева на Руси, то все же оно появилось раньше - где-то с 16 века / в некоторых источниках даже указывается с 14-го/.А в 17-18 вв. уже появилось более прогрессивное по своей технологии нитяное сцепное и многопарное нитяное кружево.Оно отличалось по технике изготовления от старинного многопарного золотного кружева довольно сильно.Сейчас эта древняя технология утрачена. Нам остается правда очень богатый пласт кружева более близкого к нам времени - нитяного сцепного и многопарного различных губерний России.
Древнее золотное кружево делалось из настоящего материала - золота и серебра, часто добавлялись цветные нити / например: аграмант серебряный с фиолетовой нитью/.Кружево пелось в больших количествах для нужд знати и церковных тканей.Но качество его было не очень высоким и продавалось оно на вес /драгоценный материал/.
Невысоким качество было потому, что сама технология была еще не наработанной и по рисунку и исполнению кружева были не очень разнообразны.
Наибольшего расцвета кружево достигает, уже тогда, когда повсеместно в России плетут нитяное кружево из четырех элементов: полотнянки, сетки, плетешка и насновки и это уже ближе к нашему времени.Точных временных рамок указать не могу.
Очень гармонично выглядят воздушные старинные кружева на потертых бархатных фонах древних воздухов, на каймы которых нашиты золотные узоры.Игра света и тени на прозрачных кружевах совсем другая, чем на вышивке.
И еще позволю себе заметить, что речь идет об орнаментальном украшении тканей, это все же более ремесло - орнамент, пусть даже каноничный. А вот лицевое шитье, конечно требует от исполнителя, как и от иконописца, чтобы внутреннее, духовное содержание было прекрасным в первую очередь и чтобы это духовное содержание отражалось на исполнении произведений церковного шитья, иначе эти произведения выйдут " сухими и мертворожденными" / позволю себе процитировать самих форумчан/. Сделать золотный орнамент " мертворожденным" думаю трудно.Если только не каноничным. А традиция благоукрашения / т.е. красоты / Храма Божьего была всегда и идет как известно от Византии.Думаю, здесь немного неуместно говорить о внешней красоте, как о чем-то к чему не следует стремиться, т.к. речь ведь идет не о " внешнем плетении волос".
С кружевным поклоном, Наталья
Речь шла о
По телевидению
Очень бы
Очень бы хотелось увидеть современное золотное кружево. Что-то в последнее время нет никаких сил смотреть на бахрому... Мы как-то ставили на покровцы серебряное кружево, было неплохо. Да только оно кончилось у нас, покупали давным-давно по случаю. Есть еще кусочек золотого, но совсем небольшой. Бережем!
Так что покупатели найдутся. Давайте образцы. И цены!
А в церковном шитье 17-19 золотного кружева где только нет! Это очень красиво!
Это дело ,
Это дело , насколько я знаю очень трудоемкое... есть у меня одна знакомая очень хорошая кружевница - надеюсь в ближайшее время подумаем вместе над этой проблемой - и напишем. Если под конкретный заказ, думаю она возьмется!
Согласна с вами, Елена, что галун и бахрома часто смотрится несколько тяжеловато, а ручное кружево можно сделать очень ажурным, тонким, более широким, или менее.Словом, вариантов различных прошв, аграмантов, краев и т.д. великое множество.Если говорить о современном золотном кружеве, так его почти-что и нет, не делают.
В Торжке плетут какое-то золотное вместе с вышивкой - я никогда не видела образцов современного торжокского кружева / где бы посмотреть?/.
Я столкнулась с равнодушием по поводу плетеных кружев для церковных тканей / во всяком случае в Москве/ , поэтому во-первых, очень благодарна сотрудникам "Убруса" и форумчанам за отзывы и поддержку, т.к. варюсь в собственном соку одна , а это нелегко; во-вторых, кружевоплетением занимаюсь давно, плету современное нитяное кружево и из золотных нитей, сейчас даже есть ученики.
Золотные нити требуют определенного навыка - они не просты в обращении и кроме современных техник плетения существуют собственно старинные, которыми и плели когда-то мерное кружево из золотой и серебряной проволоки /также - медной/.Старинная технология считается утерянной.
Выставить образцы по инету у меня сейчас нет возможности - нет цифровика и принтера.Поэтому, если это интересно, могу послать фото почтой по почтовому адресу, указанному в журнале.Цены конечно разные, т.к. очень различны варианты плетения - есть простые, есть весьма сложные для исполнения , поэтому общие параметры цен указать сразу трудно - нужен более подробный разговор / т.к. до сих пор делала как пожертвования по собственной инициативе/.
Так что, если Мастерской "Убрус" интересно сотрудничество, я готова работать в области церковного золотного кружева.
P.S. Есть небольшая, но весьма ценная библиотека по плетению кружев.
nattix, могу
Здорово!!!!!!!А
Здорово!!!!!!!
А моя подруга как раз в Торжке училась! Надо будет нее фото попросить. Вот бы с Вами познакоиться
Знаю мастера,
Знаю мастера, которая занимается только кружевами из золотных и серебряных ниток. Она тоже могла бы выполнить заказ.
Васелиса,а в
Закончила этим
да, очень хотим
На выставке
Должна быть на выставке "Свет миру" 31, 01, 02 - среду, четверг и пятницу примерно с 12.00 до 16.00.На каком месте не знаю, смогу ли отойти и найти Вас , т.е. убрусовцев, тоже не знаю.Я буду там с мастер-классами так называемыми, мне любезно позволили, буду сидеть и плести на коклюшках.Так что, если кому интересно - ищите меня в Манеже.
С кружевным поклоном, Наталья.