Обучение
Учебная программа
Опубликовано в журнале «Убрус», вып. 1 (2003)
Церковная вышивка есть искусство традиционное. Поэтому одной из главных задач обучения как лицевому шитью, так и орнаментальному, является изучение богатейшей древнерусской традиции шитья, знакомство с памятниками этого вида искусства в собраниях музеев (посещение экспозиций, выставок и запасников, работа с художественными и научными изданиями, альбомами и книгами, посвященными шитью).
Курс обучения рассчитан на 4 года, он включает в себя освоение теории и практики церковной вышивки. Выпускники Школы должны не только владеть всеми техниками церковного шитья, но и обладать навыками рисования, компоновки и разрабатывания орнаментов и прорисей для вышивки; они должны ориентироваться в стилях и датировке как древнерусского шитья, так и других видов церковного искусства.
1-й год обучения
В течение первого курса учащиеся получают представление о многообразии техник традиционного шитья, знакомятся со сферой его бытования, с основными сюжетами и мотивами, используемыми в церковной вышивке.
Учебный план первого года обучения включает в себя:
- основной курс (52 уч. часа);
- занятия в учебной мастерской ( не менее 78 уч. часов);
- орнаментальный рисунок и основы композиции (52 уч. часа);
- курс лекций по истории христианского искусства (52 уч. часа).
Одной из главных задач (наряду с овладением изучаемыми на первом курсе техниками) является усвоение учащимися таких понятий, как традиция церковного искусства, канон.
Занятия Основного курса включают в себя практическую и теоретическую части. Последняя знакомит студентов с символикой православного искусства (в частности, несколько первых лекций отведены истории и развитию форм главного церковного символа — Креста). Большая часть лекций первого курса посвящена истории и типологии шитой утвари, используемой в православном богослужении: хоругвей, плащаниц, покровцов и т. п.
Особое внимание в ходе лекций уделяется иллюстративному материалу. Учащиеся должны видеть как можно больше образцов древнего шитья. В современных храмах оно практически не употребляется, сохраняясь лишь в собраниях музеев, где, к сожалению, экспонируется крайне редко или в недостаточном количестве. Мастерская обладает замечательным собранием книг и альбомов по древнему искусству и уникальным фотоархивом произведений церковного шитья. Кроме того, в течение всех четырех лет обучения студентам настоятельно рекомендуется посещать временные выставки и постоянные экспозиции музеев, связанные с шитьем. По возможности, Мастерская организовывает посещение учащимися запасников музеев, где хранятся образцы старинного шитья.
Практическая часть занятий Основного курса включает в себя освоение начальных навыков шитья: умение работать с тканью, нитями, прикладом; знакомство с такими техниками, как аппликация, вышивка шнурами, жемчугом, бисером, канителью, шитье по картону.
Важным аспектом обучения является изготовление предметов, имеющих практическое применение (после прошивания учебных образцов). Для первого курса это: просфорница (аппликация, сетки, вышивка шнурами), пасхальные яйца (бисер, золотые нити и др. материалы), закладка для напрестольного Евангелия (шитье по картону), покровцы на Свящ. сосуды (орнамент, выложенный шнурами) — коллективная работа первого курса.
На занятиях в Учебной мастерской студенты на практике осваивают техники, изученные в течение основного курса. Но главной, на наш взгляд, задачей Учебной мастерской является воспитание навыка работать «соборно», т. е. коллективно. Это традиционный способ работы в древнерусских мастерских, принципиально отличающий шитье от других видов искусства.
Учащиеся вместе вышивают покровцы (это их совместная зачетная работа), участвуют в работе над большими вещами (вместе со старшими курсами). Например, в 2002–2003 уч. году учащимися первого курса (орнамент) совместно со студентами четвертого курса (образы святых) были вышиты епитрахили с изображениями сербских и русских святых, подаренные в монастырь Сопочаны в Сербии.
При творческом выполнении заданий учащиеся приобретают технические навыки церковной вышивки, у них формируется представление об эстетике древнерусского шитья, цветовом и композиционном строе произведений этого вида искусства.
Эскизы для зачетных работ делаются студентами самостоятельно, под руководством преподавателя Орнаментального рисунка . Этот курс рассчитан на полтора года. Первый год обучения предполагает следующие задания (зачетные):
- орнаментальная полоса (конец первого семестра), самостоятельная разработка;
- эскиз в цвете закладки для Евангелия (середина второго семестра);
- графический рисунок и цветной эскиз комплекта покровцов (конец второго семестра).
В течение всего года студенты копируют, делают натурные зарисовки, учатся стилизации, самостоятельно создают орнаментальные композиции.
Лекционный курс История христианского искусства знакомит учащихся с лучшими произведениями раннехристианского, византийского и древнерусского искусства. Лекции сопровождаются показом иллюстраций и слайдов.
2-й год обучения
Учебный план включает в себя:
- основной курс (52 уч. часа);
- учебная мастерская (не менее 90 уч. часов);
- орнаментальный рисунок (30 уч. часов);
- иконописный рисунок (22 уч.часа);
- иконография (52 уч. часа).
Теоретическая часть Основного курса — это лекции по истории древнерусского шитья X–первой половины XVI веков. Студенты знакомятся с выдающимися памятниками, школами, мастерскими, детально изучают образный строй, стилистику и технические особенности произведений шитья.
Практическая часть основного курса состоит из освоения техники шитья по веревочке, настилу, различных видов и приемов шитья «в прикреп», техники лицевого шитья и технологии крашения шелковых ниток.
Зачетные задания второго курса: накладные кресты в различных техниках, дароносица, закладка для Евангелия «Этимасия» или «Крест на Голгофе» (техники: шелковое шитье «в раскол», шитье шелком и золотом «в прикреп», шнур), иерейское облачение или другая общая работа.
В Учебной мастерской студенты по-прежнему работают совместно с другими курсами, осваивая на практике все многообразие техник и приемов традиционного церковного шитья. В 2001–2002 году учащиеся второго курса вышили полное иерейское облачение с применением техник шитья по картону, вышивки жемчугом, шнурами, канителью и др. В 2002–2003 году второкурсники участвовали в большой работе по изготовлению хоругвей для Успенского подворья Оптиной Пустыни.
На занятиях Орнаментального рисунка студенты учатся компоновать орнамент в более сложные, объемные формы: это оплечье, епитрахиль, поручи и другие детали иерейского облачения. Продолжается знакомство со стилистическими особенностями византийского, древнерусского и позднего орнамента.
Зачетные задания:
- комплект крестов для облачения священника;
- эскиз дароносицы;
- оплечье, епитрахиль и другие предметы облачения по выбору.
Со второго семестра начинаются занятия по Иконописному рисунку , включающие в себя освоение графического строя православной иконы. Учащиеся получают начальные навыки рисования горок, архитектуры, одежд, знакомятся с первичными приемами построения изображения на плоскости. Для своей зачетной работы (закладка «Этимасия» или «Крест на Голгофе») они должны самостоятельно сделать прорись и цветной эскиз.
В целях более детального изучения студентами образного и семантического строя иконы на втором году обучения читается курс лекций по Иконографии . Он содержит сведения о каноне изображения Спасителя, Божьей Матери, святых и Праздников.
После второго курса предусмотрена учебная практика. Она включает в себя несколько аспектов:
- работа в музеях (зарисовки, самостоятельные построения схем прикрепов, описание музейных вещей);
- составление систематического каталога по древнерусскому шитью;
- участие в составлении иконографического сюжетного каталога предметов древнерусского шитья.
3-й год обучения
- основной курс (40 уч. часов);
- учебная мастерская (не менее 150 часов);
- иконописный рисунок (50 уч. часов).
Теоретическая часть основного курса в первом семестре — продолжение лекций по истории шитья второй половины XVI – XVII веков; практическая часть — освоение сложных прикрепов, приемов шитья нимбов, рамок, букв; учащиеся начинают знакомиться с техникой шитья ликов (сначала среднего размера, затем мелких).
Второй семестр посвящен большой и сложной теме — сопровождающим шитье надписям. Студенты должны не только иметь представление о том, какую надпись подобает использовать в каждой конкретной работе, но и уметь красиво написать ее и правильно расположить. Особое внимание уделяется грамотному написанию церковнославянских надписей, т. е. орфографии.
В программе Иконописного рисунка — прорисовка фигур, ликов, праздничных композиций. Большое внимание уделяется индивидуальной работе учащихся под руководством художника-иконописца. Студенты должны научиться самостоятельно снимать прориси с иконных образцов.
Часы Учебной мастерской на третьем году обучения значительно увеличены. Студенты участвуют в изготовлении таких больших работ, как хоругви, плащаницы Спасителя и Богородицы, лицевые покровцы и др.
Практика после третьего курса — совместная работа над вещами, изготовляемыми в мастерской.
4-й год обучения
Обучение на четвертом курсе предполагает более углубленное освоение учащимися навыков и техник, изученных в течение трех предыдущих лет. Основой его становится самостоятельная работа под руководством преподавателя. Студенты должны прошить образцы разных ликов: мужских, женских, в фас, в профиль, в том числе крупных. В первом семестре учащиеся осваивают технологию изготовления митры.
Учебный план включает в себя индивидуальные консультации и занятия в учебной мастерской.