На распутье
Irina1960 1 марта, 2007 - 13:45.
Здравствуйте! Я живу в небольшом поселке на юге Украины. Первый Интернет для общественного пользования появился у нас совсем недавно.Немного(простите) "погостила" на вашем сайте, потом мне помогли зарегистрироваться. Сегодня,набравшись храбрости,предлагаю тему для обсуждения. Наверное, это звучит слишком громко и надо было просто сделать запись в дневнике и попросить совет?Мне пока трудно во всем разобраться.
В первую очередь - огромное спасибо за "Убрус". Сделан профессионально, а, главное, здесь царит атмосфера открытости и доброжелательности. Побывав на "Убрусе", на душе становится светло и легко, как после посещения Божьего храма.
Теперь - конкретно о моей проблеме.Вышивкой (преимущественно гладью) занимаюсь почти 3 года. Последнее время серьезно думала: куда идти дальше и где именно моя "ниша"? Меня давно привлекала суджоусская вышивка. Почерпнув с И-нета доступную мне информацию,купила шелк и приступила к вышивке небольшой картинки в стиле"цветы и птицы". ШЬю с должным усердием,не надеясь на быстрый и легкий результат, но... на сердце холодно и холодно. Можем,дело просто в отсутствии должного мастерства или же действительно не все "заморское" подходит для православных славян? После знакомства с "Убрусом" душа потянулась к церковной вышивке, хотя, боюсь, я не готова к этому великому труду по своим духовным качествам. Или они как раз и будут совершенствоваться в процессе работы? Одним словом, я сейчас как тот витязь на распутье: китайское или наше, ибо последнее заложено в генной памяти? А можно (и стоит ли?) работать сразу в двух направлениях? Простите за пространный монолог, кощунственные мысли и помогите советом все, кто сможет и посчитает нужным.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Неужели можно
Неужели можно чувствовать себя "готовой по своим духовным качествам" к какому бы то нибыло серьезному служению?
Мне кажется - нет. Такое ощущение готовности - обычно называют состоянием прелести.
Есть желание вышивать, молитва к Богу, чтобы устроил и терпение.
Конечно. И
вспомните
вспомните притчу о нерадивом работнике который закапал данные ему таланты в землю...
Не закапывайте свои таланты!приумножайте их ведь это милость Божия поработать во славу Божию! и помоги Вам Господи!
да, эта притча
да, эта притча хорошо сюда подходит. Помните, как нерадивый раб аргументирует свое неделание?
А мне кажется,
"Исповедь"
Я думаю,что
Я думаю,что только наше.Вот именно ,что в геннах.Начнете шить и через это придете к Богу и воцерковитесь.А это счастье!Вы ведь сами уже чувствуете,что то что делали раньше вам не подходит,иначе бы не спрашивали .
Огромное
Очень с вами
Очень с вами поспорю. Особенно насчет генов-крокодилов и прочих чебурашек. В начале прошлого века наш "народ-богоносец" рушил храмы, жег иконы и казнил духовенство!И в большинстве случаев это были наши соотечественники, а не "масоны" и враги-чужеземцы.
И еще. Знаю художника, который остаток своей недолгой жизни посвятил иконам (они выходили очень специфическими), и в конце-концов спился, отчего и помер в молодом возрасте. Поэтому повторяя http://ubrus.ru/node/435#comment скажу, что разного рода "околоцерковная деятельность" не является воцерковлением. Это может быть для немногих первый шаг в мир Церкви, но и только. А воцерковленность подразумевает под собой работу над собственой личностью в русле святоотеческих наблюдений, в чем первым и необходимым является молитвенное участие в Богослужении и регулярная Исповедь с Причащением Святых Христовых Таин. Уважаемые посетители сайта. Задайте себе вопрос, кто когда последний раз причащался и "примите меры"!
Комментарий
Я никогда не
Уважаемая Татьяна! Меня восхищает Ваше упорное стремление учиться,
импонирует Ваша доброжелательность и толерантнось в оценках и суджениях.
Уважаемая Людмила! Как же Вы правы насчет "резонанса"! Материалы форума "Сильна ли вера?" прочитала уже после отправки своей темы и была поражена подобному совпадению. Вы живете в Польше, я - в украинской провинции, но, видимо, нас объединяют прежде всего Вера и наша Православная Церковь. Думаю, Вы более правильно поставили вопрос: имею ли я право заниматься церковной вышивкой вместо моего: готова ли я к ней по своим духовным качествам, на что мне сразу же правильно указали Мария и Ольга.
Церковная вышивка для меня _ святое, поэтому считаю, ней нельзя заниматься как обычной светской. Не помню точно, но на каком-то из форумов прозвучало примерно так: при вышивке церковных вещей надо постоянно поститься, уйти от мирской суеты и сохранять молитвенное настроение. Возможно ли это в нашей реальной жизни? Не станет ли вышивка преградой между вышивальщицей и ее родными и близкими? Эти сомнения уже тоже высказывал кто-то из женщин...Впрочем, не "перелопачиваю" ли я старые темы и не засоряю ли сайт?
Отец Дионисий! Я абсолютно согласна с Вашим комментарием и даже не ожидала услышать его от Вас! Спасибо. Открыла и предлагаемую Вами ссылку, перекопировала материал на диск - буду тщательно изучать его вечером дома. Пока поняла лишь то, что церковная вышивка и тщеславие - вещи несовместимы, ибо церковная вышивка должна служить церкви, а не удовлетворять амбиции вышивальщика и служить просто альтернативой китайской, которая кому-то не ложится на душу. Одним словом, мой "конь" пускай постоит . А я иду изучать материалы сайта, думать и ждать комментариев...
О. Дионисий,вы
Думаю, вы правы.
Думаю, вы правы. И права Ольга, сказавшая, что Интернет есть Интернет. В каждом из виртуальных собеседников вижу активных прихожан Храма Божьего, а может быть, что многие - прихожане "пассивные". Просто для меня было открытием, что человек годы ходит в храм, а вызовешь его на разговор и такое услышишь!!! Что же ждать от людей малоцерковных или нецерковных вообще. Я вообще редко что комметнирую на сайте, разве что по необходимости, но все читаю. И для меня форум - возможность "подслушать", чем живет "народ Божий"... Помню один раз зашел в Алатрь боковой дверью среди дня, и пробыл там пару часов. Чего только не услышал из разговора людей, помогающих в уборке за свечами и по храму! И как сны толковать, и кто из астрологов "прозорливее", и кто из экстрасенсов "сильнее". И про себя услышал, что было, чего не было, и что будет.
У каждого свой путь к Богу, но ориетиры должны быть едины. Еще раз прошу, или даже умоляю!!! НЕ ДЕЛАЙТЕ ИЗ ВЫШИВКИ КУЛЬТА!!!! И не заменяйте вышивкой Бога и Церковь. Как сложилась бы история лицевого шитья на Руси, если бы женщины высшего сословия не были "изолированы" в свои терема, и не видели в шитье средства "благочестиво убить время"? Или бы если телевизор и сериалы были известны в то время? Вопрос, думаю, интересный.
Знаю по опыту знакомых (сам лицевым шитьем не шил и даже не увлекался), перешивавших лики (особенно мелкие) по многу раз, чтобы достичь желаемого, насколько меняется результат от духовного состояния (поститься-молиться-не осуждать) исполнителя.
И тем не менее, для многих это - хобби, которым занимаешься в свободное время, и рассматривать церковную вышивку, как восьмое Таинство, думаю не стоит. И тем более приводить генную предрасположенность, достоин-недостоин, довольно странно. Шейте себе на здоровье в меру своих сил и возможностей! И сохраняйте мир и гармонию в семье, в отношениях, на работе.
Другой вопрос, достойна ли готовая работа занять место в Храме - вот это намного принципиальнее, и для меня это был главный камень преткновения со многими оппонентами, говорившими, что все что не сшито - то и свято. А результат как раз и зависит от духовного состояния, ведь вышивка все же церковная. Андрей Рублев сформировался на сразу, и его Троица - не первая работа, а результат кропотливого труда над собой.
Поэтому, поняв мою точку зрения, можно согласиться, что я "сверхтерпелив" ко всем без исключения.
А на сайте меня еще пока нико не обдел. Было неприятно от некоторых высказываний, но чтоб обижаться... Тем более не знаешь лично никого, кроме себя, так что же, на себя обижаться???
О. Дионисий, не
Благодарю вас
Благодарю вас за ваши разумные слова,за ваше долготерпение,за вашу отеческую заботу о нас,за ваши предостережения.Много слов благодарности могу сказать в ваш адрес за то, что вы с нами общаетесь.Но опять возникает вопрос,многие годы были гонения на Церковь,храмы были закрыты,но душа все эти годы жила и вот теперь,когда есть возможность ходить в храмы,люди идут, а навыков никаких нет и в храмах, как вы правильно заметили можно услышать такое, что приводит к мысле," а разве так должно быть,ведь это святая всех святых - это же Храм Божий?"Вот и стоит человек на распутье,одна нога в Храме,другая на улице.Раньше Русь была православная, от царя до простого крестьянина,каждый начинал свой день с молитвы,вера передавалась с молоком матери.А теперь люди только повернулись лицом к Храму, а зайти бояться, считают себя недостойными, а душой тянутся к Богу.Многие все же ходят в храм,но не находят покоя,т.к. и священники не всегда бывают на высоте.Что делать, у кого спросить,приходят на сайт,здесь кто во что горазд дают объяснения.Если правильно им объяснить,возможно они обретут веру в Господа нашего,единого и неделимого.Но кто возьмет на себя эту обязанность,учить Вере во Христа? Тогда приходит мысь, а если попробовать вышивать церковные одеяния? Может быть через вышивку можно познать Бога?. Вы же видете какой ажиотаж возник вокруг курсов, даже с оскорблениями. Отче не оставляйте нас одних,помогите разобраться, помогите мечущейся душе обрести покой,, будьте нашим проводником к Господу. Давайте откроем страничку -"Азы православия".О.Дионисий возьметесь за такое? Будете нам рассказывать с чего надо начинать восхождение к Господу,что надо, сделать чтобы спасти свою душу в этом бездуховном мире.Спаси и помогай вам Господи.Соглашайтесь отче.
Многие здесь
Многие здесь уже говорили, что церковной вышивкой нельзя заниматься, имея в душе гордыню и злобу. Но ведь и спокойное состояние души может быть разным: Умиротворение, удовлетворение, тихая радость. Значит, так или иначе, вышивальщица переносит на "холст" свои эмоции. Лишь бы не негативные! Но в отличии от вышивки светской в церковной эти эмоции не могут выражаться, так сказать материалистично: Тебе весело - Матерь Божья улыбается, грустно - вышиваешь ей слезинку в уголке глаза. Это уже будет картинка. Каноничность - первое правило этой вышивки. Я правильно поняла? Просто в умиротворенном состоянии души вышивка идет быстрее, аккуратнее, я бы сказала "сиятельнее".
К сожалению, в реальной жизни уйти от суеты мирской не удастся никак. Все мы (или почти все) - жены, матери и рабочие или служащие. Как не старайся зашиться в свой тихий уголок для спокойной работы, все равно то ребенок прибежит уроки проверить, то начальник сообщит, что тебе завтра раньше на работу, то... И т.д. От этого не уйти, таковы реалии современной жизни. А если шить только в спокойном состоянии - работа может затянуться на года. Может быть, несколько проще тем, кто занимается вышивкой профессионально. Проще - не значит легче, поймите меня правильно. Так или иначе, каждый должен решать для себя сам, как и когда ему шить. Каждую минуту к священнику не побежишь. Я вот уже давно благословение получила, а пока работа не идет. Жду. Бог укажет, когда придет час начать.
"Сонва-здорово".
"Сонва-здорово". Как до всех вас донести то, что уже несколько раз в разных вариантах писал. Не Церковь для вышивки, а вышивка для Церкви. Если обратимся к истории, то увидим, что монахи-подвижники и первых веков, и последующих поколений занимались рукоделием, чтобы оно было что ли фоном для молитвы и духовного созерцания, ибо вышивка МЕХАНИЧЕСКОЕ ДЕЛАНИЕ, во время которого занимались ДЕЛАНИЕМ УМНЫМ. И многие мои знакомые-монахи говорят, что легче творить Иисусову молитву под вышивание или ЛЮБОЕ ДРУГОЕ ДЕЛАНИЕ МЕХАНИЧЕСКОЕ. Кто-то картошку садит и молится, кто-то огород поливает и молится, кто-то сапоги чинит и молится, кто-то икону пишет и молится, кто-то вышивает и молится. Поэтому можно сказать, что принципиального значения состояние не имеет. Хотя никто же не будет спорить, если ухаживать за растением с любовью, результат будет отличный от того, если в аналогичном процессе исключить любовь и делать все кое-как. Да и любое другое дело.
Многие из собеседников уделяют так много тому, с каким состоянием подойти к вышивке. А теперь давайте спросим себя, а так ли тщательно мы готовимся хотя бы стать дома помолиться, не говоря уже о том, с каким настроением и состоянием входим в храм и молимся в нем. Очень богатое поле для размышления.
Лично для меня вышивка - время расслабиться, подумать о чем-то, а порой и просто успокоиться, особенно если шью жемчугом или пришиваю камни. С золотом и канителью сложнее, и можно наоборот понервничать.
А по поводу отречения или проявления себя скажу следующее. Вам нравятся иконы Феофана Грека? Они очень динамичные и своеобразные (в хорошем смысле слова) и отличные от современных ему иконописцев. И, насколько мне известно, Феофан был не монах-аскет, а семейный человек, и иконы писал для того, чтобы заработать, прокормить семью, а не для духовного совершенства. И, тем не менее, его иконы считаются шедевром древнерусской иконописи.
По поводу
По поводу православности нашего народа уже писал. Прочитал вчера воспминания о Петербурге в пятнадцать предреволюционных лет и ужаснулся - полное разложение моральных и нравственных устоев во всех - от царской семьи и высшего света, до духовенства и низших чинов. и революция было великим благом, очищение огнем для всех без исключения сословий, отпавших от веры и Бога.
По поводу Храма - кто вас там смущает. Стойте потихонечку, молитесь: "Господи, помоги найти путь в вере"; читайте святых отцов и Евангелие. Я рос в советское время, во время дефицита духовной литературы, но 80% того, что имею - собрал за те трудные годы.
По поводу страничек и всего прочего... А нужно ли это. Вы имеете доступ в Интернет, где сотни или даже тысячи православнх сайтов. Проповеди и лекции лучших духовников и богословов опубликованы даже в видео-режиме. Сайт Патриархии, pravoslavie.ru и множество прочих, виртуальные библиотеки духовной литературы и святых отцов!
Одним словом, "ищите и обрящите"!
Спаси Вас
О.Дионисий еще
О.Дионисий еще раз благодарю вас за ваши добрые слова,за ваши пожелания.Надеюсь , что многие в ваших словах найдут для себя рациональное зерно.По поводу молитвы перед началом дела и во время работы -с вами согласна, на себе испробовала не раз.Результат положительный, чего и всем желаю, еще хочу всем порекомендовать читать православную литературу. Мне очень понравилась статья кн. Трубецкого "Умозрение в красках.Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи" Мне кажется актуальным и сейчас вопрос о смысле жизни .Хочу повторить слова : "Ищите и обрящите". Спаси и сохрани Господи.
По поводу
По поводу семейности смотрите мой предыдущий коментарий.
А насчет каноничности и "слезинки" не понял. Вышиваем-то не сочиняя на ходу, а по заранее составленному и утвержденному рисунку. Поэтому "слезинка" может быть изначально, если она задумана, а вышивать ее вы будете в любом состоянии, раз она есть. И в грустном, и в веселом.
Моя, наверное, самая любимая работа лицевого шитья - плащаница из Ризницы ТСЛ работы Евросинии Старицкой, тетки Ивана Грозного. Сама она была дамой, мягко сказать, малосмиренной, учавствовала в дворцовых интригах, соперничала с царем в плане роскоши и помпезности в тогдашнем "свете", за что была впоследствии насильно пострижена, а потом утоплена в реке Шексне. Так вот ее плащаница просто потрясающая! И одна из самых смелых решений - фигура Марии Магдалины. По мнению многих искусствоведов Ефросиния в этой фигуре символически изобразила себя и свой род, который она обрекла на несчастье своей гордыней и вызовами царю (все ее сыновыя были казнены). Так вот, Мария Магдалина рвет на себе волосы, исцарапала себе лицо в кровь - одним словом фигура очень экспрессивная.
Вот и что теперь скажите о бесстрастии и смирении исполнителя?
Вам нравятся
Вам нравятся иконы Феофана Грека? Они очень динамичные и своеобразные (в хорошем смысле слова) и отличные от современных ему иконописцев. И, насколько мне известно, Феофан был не монах-аскет, а семейный человек, и иконы писал для того, чтобы заработать, прокормить семью, а не для духовного совершенства.
Это, отче, откудова такие сведения?
А что? Я его
А что? Я его спутал с Дионисием? Сейчас гляну. И правда! Искьюз ми. Позор, позор, позор
Но все равно суть дела не меняется. Дионисий не менее признанный мастер, работал с сыновьями.
Сейчас
--"А насчет
Матушка,в том
В том то и дело,
В том то и дело, что не "фу". Никак руки не дойдут прилепить сканер к компьютеру и разместить изображение этой плащаницы. Да и стоит ли. Она воспринимается в полной мере только "вживую". Огромный размер, фигуры почти в человеческий рост, великолепные узоры, золотные прикрепы, нимбы!!! Если у человека есть талант и вкус, никто не скажет "фи". Тем более, что на противоположной стене висит плащаница вклада Долгоруких, которая является уменьшенной копией плащаницы Старицких. Вот к ней иначе как к наследию и реликвии не отнесешься - совсем не тот полет.
К слову. Практически не видел современых "живых" работ лицевого шитья. Вроде бы все почти под копирку снято, но нет той "живости" что ли, динамики, которая присуща лучшим старинным работам. Чтоб ангелы парили, а не "залипали", чтоб многофигурные композиции "работали", а не "кучковались". В чем причина - не пойму. И стараются, и трудятся до седьмого пота... Может в художниках-знаменщиках проблема? Ведь в основном от них зависит "силуэт", вышивальщик же просто его "раскрашивает".
Не знаю, и от оценок воздержусь. Только мысли, и ничего более...
Трудно
По мнению
Вот и что теперь скажите о бесстрастии и смирении исполнителя?
Ох, отче, ыскусствоведы и не такого напышуть. А вот КТО шил эту прекрасную вещь, мы никогда не узнаем...
Нельзя
Знаете, этот
Матушка и я про
Irina,вы
80%
80% вышивальщиц лишены возможности работать с художниками.А кому "везёт"(20%),сталкиваются с тем,что изображения для вышивки не пригодны. Так что прориси самим делать приходится.
Но не думайте о.Дионисий,что из-за этого ангелы не парят.Очень хорошо,что Вы написали о вышивальщицах,светских людях,с их светским,далеко не подвижническим, образом жизни.Трудно судить из нашего времени,как их работы принимались,но ,наверно ,нормально.Иначе не дожили бы до нашего времени.Современницам же,часто, в осуждение любое отклонение от образца,любое парение оговаривается.Новшество,самое не значительное,в пределах допустимого ,объявляется отклонением от канона.
Какого канона?
Какого канона? Где написано, что по вышивке должны размещаться пестрые крапинки? Но тем не менее Софья Палеолог так сделала, и в вышивках это - ее "визитная каточка". Каноничность касается только области, относящейся к иконописным подлинникам, но и они оставляют пространство для свободного творчества. "Возрастом стар, брада , как у преподобнаго Сергия" - понимай, как хочешь и рисуй, как хочешь.
Мне кажется, и это только личное мнение, что за подобные "каноничности" пытаются скрыться люди, ощуцая дефицит таланта.
Как учили в иконописной школе при МДА? Немного теории (вероучение, СВященное Писание, церковная история и т.д) и львиная доля - поездки по музеям и копирование ЭЛЕМЕНТОВ лучших древних работ (захожу - а знакомая ногу выписывает или броду, или крыло Ангела на весь лист). То есть набирается фактический материал, развивается вкус. И если человек имеет талант - он становится великолепным иконописцем, и все его даже самые смелые решения ни у кого не вызывают и мыслей о "неканоничности", ибо все в духе нашей традиции.
Я, пусть это и нескромно, пронизался этим духом, но рисовать никогда хорошо не умел, поэтому я могу указать на ряд недостатков готовой работы (или в процессе), но сам нарисовать не смогу.
Спасибо Вам,о.
Спасибо Вам,о. Дионисий. Вы сказали то,что я уже и не пытаюсь больше произносить.В лучшем случае обвиняли в непонимании,а бывали и более неприятные вещи.
Ох уж это
А чем вам не
А чем вам не угодили василечки и маки? У меня есть потрясающей красоты поризник, вышитый цветным шелком. И маки, и василечки, и колосья и прочее-прочее-прочее. Правда, не под всякое облачение его можно надеть, но с зеленым и красным очень мило сочетается.
Видел великолепное облачение Иерусалимского Патриарха с великолепным растительным орнаментом, облачение Патриарха Сергия цветным шелком по кремовому бархату. Не все такое наденут, не спорю, но и выбрасывать это "на задворки" церковного обихода, думаю, не стоит.
Почему-то многим современным верующим свойственен крайний ригоризм. "Только то", или "только это". И замыкают себя в определенные рамки, когда того Православие совсем не требует.
Батюшка, не
получим
получим разрешение на продолжение вышивки у наших убрусовцев
Нет уж, это не по нашей части!
А почему? Я тоже
А почему? Я тоже раньше так думал, пока не увидел облачение Харьковского Мирополита Никодима, подаренное ему, кажется, когда он был Архиепископом в Канаде. Великолепная вещь! При том, что это, кажется, в львовском стиле - геометрический узор из черного, темно-оранжевого и еще какого то цвета (сочетание слегка мрачноватое). А сам давно мечтаю о подризнике, вышитом крестиком в украинском стиле.
А на первом курсе Семинарии, во время скучных лекций под партой вышил крестиком икону Спасителя. До сих пор висит НА СТЕНЕ, А НЕ В СВЯТОМ УГЛУ.
Я столько всего
Однажды зимою
Однажды зимою студеной путешествовали мы с Еленой Николаевной по Сербии. И вот то ли в Любостыне, то ли в Калениче, в каком-то маленьком женском монастыре, были в чрезвычайно уютной гостеприимнице - так называются комнаты, где встречают гостей-паломников. И так хотелось унести с собой то непередаваемое очарование, которое в ней было. Почему-то мы не могли фотографировать. Не помню, то ли помещение было небольшим, и фотография не могла передать его уюта, то ли просто в момент задушевного общения с хозяевами было неуместно клацать фотоаппаратом, как заядлые туристы...
Там все стены были украшены вышивками, и в основном - крестиком. Целые огромные картины были вышиты, вроде "Тайной вечери". И еще помню, что было много кружева. Мечтали вернуться туда летом, но как-то все время не по пути.
Всему свое место...
Елена,как это
Да уж! Я вот
А я, если найду
Да,
Я разместил
То то и оно, что
Святые отцы
Святые отцы говорят, что нет добродетели там, где нет рассуждения.
А Святитель Иоанн Златоуст, в беседе на слова Христа "будте просты как голуби и мудры, как змеи", говорит потрясающие слова: "Простота без мудрости есть ГЛУПОСТЬ, а мудрость без простоты - ХИТРОСТЬ". Есть над чем задуматься, правда?..
"Исследуйте Писания" - этот призыв, в сочетании с исследованием святоотеческих толкваний дает потрясающий результат.
Поэтому, мое мнение, следует начинать с Евангелия - там и аскетика, там там и основы духовной жизни. Но каждый отрывок не своим умом пытаться понять (ум у нас не тот, слабоват), а обратиться к Иоанну Златоусту или другим толкователям Евангелия. Зачем? Почти каждый из нас, приходя в Церковь приносит свое видение тех или иных вопросов, исходя из опыта той, нередко неправильной, жизни. И отсюда куча проблем и нам, и тому, кого мы пытаемся образумить, будучи сами не очень разумны.
А христианство предлагает страшную вещь - отвергнись себя, и следуй за Христом. То есть признай ошибочным опыт своей дохристианской жизни. А нам иногда жалко, иногда обидно отвергать себя, и начинаем месить грешное с праведным. Результат.....
Вот поэтому и надо обратиться к чистому незамутненному источнику с здоровой водой, без бактерий и грязи. К святым отцам.
о.
о. Дионисий,какие хорошие слова Иоанна Златоуста вы привели - Простота без мудрости есть глупость ,а мудрость без простоты- хитрость. Информация к размышлению.Спасибо вам .