Успение Божией Матери
При рассмотрении некоторых икон "Успение Божией Матери" столкнулась со многими неясными для меня вопросами. Причем, это касается не только шитья, а икон писаных в том числе. Подскажите ответы.
1)В каком веке сложилась иконография Успения?
2) Почему изображают ап. Фому очень молодым (даже "юным" по выражению А.В.Силкина, стр.21)?
3) Почему, в принципе, изображают ап. Фому, ведь исторически он не присутствовал при погребении?
4) Почему ап. Иоанна изображают старцем, а ведь он был самым молодым апостолом из 12-ти? На момент успения Божией Матери ему должно было бы быть около 40 лет?
5) Почему изображают святителей? Они ведь даже не родились еще к тому времени?
6) Почему на многих иконах отсутствуют нимбы у апостолов, хотя у святителей нимбы есть?
Иконография Успения не совсем точно отражает исторические события, вероятно эта икона несет в себе богословский смысл.
Вот такие почему. Жду ответ.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Ну, Лия...
Придется
А в книжечках
А в книжечках не смотрели? Постараюсь написать библиографию. Но просить ответить на такие вопросы на форуме... Это все равно что про сборку митры кто-то попросил...
Книжечек на
про Успенские
Вот по этой
Есть немного
См. очень
См. очень ценный очерк по иконографии Успения:
http://lap-landia.livejournal.com/5244.html
http://lap-landia.livejournal.com/5565.html
http://lap-landia.livejournal.com/7860.html
А также здесь:
http://pravoslavie.ru/jurnal/060826144424
Спаси Господи.
Праздник
Праздник Успения,отмечавшийся со 2 в.,получает развитие в византийской иперии в 7-8 в.Икона соответствует описанию св. Иоанна Дамаскина,который утверждает,что он передаёт факты предания « от отца к сыну с древних времён»(Гомилия на Успение)
,Икона Успения составляется вокруг 2-х взаимодополняющих осей.Горизонтальная позиция смертного одра,на котором покоится Матерь Божия,облачённая в мафорий,контрастирует с динамичной вертикальной позицией Христа,стоящего в центре.Тот,Кто есть Жизнь,несет душу Богородицы.Уже не Мать несет Своего Сына….Сын несет Свою Мать,как новорожденную,обвитую пеленами,явный знак Её нового рождения…..В отличие от Римской церкви и в согласии с Преданием неразделённой Церкви Вселенских Соборов,Православие твёрдо верит,что Приснодева Мария познала смерть,как и Её Сын,прежде чем была вознесена на небо.
В иконах начала 13в. Число персонажей увеличивается….можно видеть апостолов,которые переносятся ангелами»от конец земли на облацех» к месту Успения.В верхней части иконы Богородицу несут два ангела ,как Христа в Вознесении.Иногда изображаются небесные врата,открытые для того,чтобы принять Её. 15 в. –новое развитие.На иконе появляется иудейский свяшенник Афония…намеревавшийся повергнуть одр на землю…и Михаил Архангел,который отсёк руки его…(уверовавшему всем сердцем Афонию дано было исцеление,руки срослись).В некоторых иконах Арх. только замахивается мечом,в других-уже меч опущен и Афония с воздетыми,сросшимися руками славитГоспода.
У одра апостолы...апостол Павел и евангелист Иоанн,склонившиеся над Б М,апостол Пётр с кадильницей,4-е епископа:Иаков-первый еп. Иерусалима,Тимофей,Дионисий Ареопагит,Иерофей. Христос окружен мандорлой.
Есть иконы где рядом с одром и Христом в мандорле ,изображены только 2 святителя,а наверху Иоанн Предтеча и архидиакон Стефан.
«Тому же апостолу Фоме,который своим сомнением содействовал к большему удостоверению Воскресения Христова,суждено было послужить открытию Воскресения и Пресвятой Богородицы.По премудрому смотрению Божию,Фома не был при Успении и погребении.Пришедши на 3-ий день …ему открыли пещеру,в утешение-поклониться Святым останкам Приснодевы…..Там не было Пречистого Тела…,а лежали погебальные пелены,от которых разливалось чудное благоухание»
Выдержки брала из:
сборник «Богородица(2000 лет в русском и мировом изобр. искусстве)»
«Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы»
М.Кено «Воскресение и икона»
В трудах по богословию иконы разных авторов,странно,но факт,об Успении Б М
ничего нет. Дерзну предположить,что иногда изображают Фому потому,что именно ему суждено было послужить открытию Её Воскресения. Трудов Иоанна Дамаскина у меня нет.
Спаси, Господи.
Прочла! Очень
Хочу
Хочу добавить.Кое -что писала не обращая внимания на вопросы,потом забыла объяснить.Епископы ,например, святитель Иаков - Брат Господень,свят.Иерофей Афинский,мученик ,1 в. Так что" родились" и были современниками Богородицы.
Про гробы ничего не знаю,не попадались ,но ап. Пётр был распят позже,где-то в 67 или 69 г.
Спаси, Господи.
Что ж, хорошо! А
Ларисочка, ну
Ну, надо же!
Молодец! все
Лилиана из
Замечательно!
У нее были наши
У меня была
Я ей сегодня же
Как бы хотелось увидеть всех-всех, кто учил и учился на летних курсах 2 года назад. Как же мы все дружно жили...
У меня, к большому сожалению , никак не получается приехать на курсы. Надо работать.
Лия, на тебя очень надеюсь, что все запишешь и потом расскажешь.
Ира, поставь