О Мастерской
Летом 1999 года учащиеся Школы церковной вышивки и золотого шитья вышили покровцы для Оптинского подворья в Петербурге. Эту дату можно считать началом деятельности Мастерской.
За время своего существования Мастерская успела сделать очень много. Здесь создаются плащаницы, хоругви, богослужебные облачения, индитии, покровцы, шитые иконы и многое другое.
Постоянно растет художественный и технический уровень. Мастерская самостоятельно разрабатывает проекты и эскизы для каждой вещи; источником вдохновения для создания работ служит богатейшая византийская и древнерусская церковная традиция. В Мастерской собраны уникальные материалы по иконописи, орнаменту, вышивке, постоянно пополняется собрание книг по истории христианского искусства. Вышивальщицы сотрудничают с искусствоведами и иконописцами, что позволяет Мастерской работать на высоком профессиональном уровне.
Ратуя за возрождение церковного искусства в его духовной полноте и былом великолепии, стремясь передать накопленный опыт, Мастерская ежегодно проводит набор в Школу церковной вышивки и золотого шитья. За 4 года учащиеся осваивают техники орнаментального и иконного шитья, знакомятся с историей древнерусской вышивки, изучают иконографию и церковное искусство; для них проводятся занятия по композиции, орнаментальному и иконописному рисунку.
С первых дней учащиеся привлекаются к работе в Мастерской. Главный принцип — творчество в рамках канона, ориентация на традиции древнерусского золотного и лицевого шитья. Все работы выполняются вручную натуральными материалами, по старинным технологиям. Такой труд требует особой сосредоточенности, аккуратности и внутренней собранности, ведь вещи, выходящие из рук вышивальщицы, будут участвовать в богослужении.
Как и в средние века, большие предметы вышиваются «соборно», т.е. коллективно. Это особенно важно в современном мире, где царствует дух индивидуализма, соперничества. Работа над большими вещами, такими, как плащаницы, может занять до 3 лет. При участии в ней разных мастериц очень важно сохранить единство композиции, тональность, характер и общий эмоциональный настрой будущей храмовой Святыни.
Участие в общей работе воспитывает терпение, умение услышать другого, смирение и послушание. Как нигде актуальны здесь слова Апостола: «Носите немощи друг друга и тако исполните закон Христов».
Кроме принципов каноничности, ориентации на традицию и соборности , Мастерская проповедует принцип открытости : Золотошвейная мастерская при Оптинском подворье не имеет «секретов мастерства». Всякий человек может получить консультацию по любому вопросу, касающемуся вышивки.
Следуя древнему обычаю, современные мастерицы не подписывают свои работы. Церковное шитье, как и иконопись, есть творчество литургическое. Это особый путь, и цель этого пути — единение с Богом, обретение духовной целостности и гармонии. Здесь важно не только что, но и как делается. Для многих этот труд становится путем воцерковления. В мастерской находят друзей, единомышленников. Люди собираются вместе, чтобы внести свою лепту в украшение храмов. Так рождается рукотворное чудо — воплощенная молитва православных женщин, наших современниц.