Зима–весна 2006 года
2005-2006 учебный год был не самым легким для нашей мастерской и школы, по причине того, что преподаватели были вынуждены уйти в декретный отпуск. Тем не менее учебный и производственный процессы не были остановлены. Своеобразным итогом учебного года бывает для нас традиционная предпасхальная выставка, проводимая Отделом религиозного образования Санкт-Петербургской епархии. На выставке 2006 г. у нас не только не было проблем с экспонатами, но мы даже не смогли разместить все вещи на отведенной нам площади.
Весной была завершена этапная для нашей мастерской работа, длившаяся более двух лет, - индития для соборного храма монастыря Острог в Черногории. Вышивкой украшена не только передняя сторона, но и боковые и задняя части престольного покрова. Орнаментальное шитье исполнено жемчугом и канителью с применением полудрагоценных камней и шнуров.
К Пасхе закончили плащаницу «Христос во гробе» для храма Нерукотворного Образа в Петербурге, а также орнаментальное оплечье пасхального облачения для одного из храмов Вырицы. Одновременно шла работа над комплектом покровцов, пеленами, закладками, каймами Богородичной плащаницы.
Второй год учится в мастерской Бранка Вуичич из Черногории. За второй семестр учебного года, в рекордный срок, она вышила запрестольную пелену для храма св. мученика Станко в Остроге. Это плат размером 50?70 см с изображением Спаса Нерукотворного на убрусе - одной из сложнейших для шитья композиций. Бранка не только исполнила всю техническую часть работы, но и самостоятельно провела всю подготовительную работу - сделала прорись и цветной макет будущей вещи.
Кроме учебных занятий и обычных рабочих будней в мастерской бывают праздники. Это дни рождения, именины и другие события. Большое празднество было устроено силами учащихся первого курса на святках, с викторинами, конкурсами и призами. Ведь в творческом коллективе очень важно, чтобы люди могли не только работать бок о бок, но и получать удовольствие от совместного отдыха.
На Светлой седмице занятий в мастерской нет, но мы все равно собираемся вместе, за праздничным столом. В этом году мы поднимались на колокольню и звонили в колокола.
После Пасхи учащиеся первого курса ездили в Вологду, Кириллов и Ферапонтово. За два дня они успели побывать в Кирилло-Белозерском, Горицком, Спасо-Прилуцком монастырях, полюбоваться фресками Дионисия в Ферапонтово, ознакомиться с коллекциями шитья и икон в музеях Кириллова и Вологодского кремля.
В середине мая состоялась ставшая уже традиционной двухдневная поездка в Новгород. Ночевали в Хутынском монастыре, там же отстояли всенощное бдение и воскресную литургию, многие сподобились причащения Св. Таин, дружно прошли крестным ходом.
Много времени провели в музее, где интереснейшую экскурсию по залам шитья провела для нас Елена Владимировна Игнашина, автор экспозиции и большой знаток древнерусского искусства. К сожалению, сейчас эта экспозиция закрылась в связи с ремонтом Грановитой палаты, так что нам очень повезло, что мы успели ее посмотреть. Много времени провели мы в залах музея, где выставлена древнерусская живопись.
Неизгладимое впечатление оставило посещение Нередицы. Как и в прошлый раз, мы были там с Татьяной Анатольевной Ромашкевич, реставратором, удивительным человеком, влюбленным в свое дело (см. стр. 72). Когда после возвращения мы обсуждали поездку, оказалось, что у многих вызвало удивление и восхищение одно и то же обстоятельство: мы вошли в храм и увидели практически голые стены. Кое-где видны остатки полустершейся живописи. И всё… Но когда Татьяна Анатольевна начала рассказывать, все изменилось. Мы вдруг увидели сцену Крещения на южной стене, а на западной монументальную композицию Страшного Суда, и ангела, держащего весы, и маленькую обнаженную фигурку человеческой души, ожидающую решения своей участи, и сонмы святителей в алтаре… Весь храм оказался расписанным! И произошло это благодаря Татьяне Анатольевне. Такие встречи оставляют в душе глубокий след. Именно благодаря таким людям, в сложнейших условиях продолжающих восстанавливать разрушенные памятники, сохраняется культура. Финансирование реставрации Нередицы давным-давно прекращено, собранные буквально по крохам фрагменты фресок (храм был взорван во время войны) ждут своей очереди в реставрационных мастерских. и горьким осадком остается другое впечатление: из церкви Спаса на Нередице ночью накануне нашего посещения были украдены реставрационные леса…
Последним пунктом нашего новгородского путешествия был Юрьев монастырь, где нас всегда очень тепло принимают. Одна из сотрудниц монастыря, Юлия, уже третий год учится в нашей школе заочно. Работы в монастыре всегда много, возможность приехать к нам выпадает не часто, всего несколько раз в год. Но горячее желание и любовь к вышивке совершают чудо. Мы часто вздыхаем: побольше бы нам таких прилежных и способных учеников… Когда человек чем-то увлечен, это не может оставить равнодушными окружающих. и вот уже у Юлии появились в монастыре помощники, а буквально перед нашим приездом сестрам благословили отдельное помещение под мастерскую. Так что церковное шитье начинает возрождаться и на новгородской земле.
Во время нашего пребывания в Хутыни туда приезжали две другие вышивальщицы, Лия и Ирина, отучившиеся в прошлом году на краткосрочных летних курсах.
К нам в мастерскую часто приезжают люди с желанием чему-то научиться. И всегда очень радостно, когда труд преподавателей не проходит даром, когда спустя какое-то время видишь плоды: вышитые с любовью и старанием покровцы, закладки и другие богослужебные вещи.
В мастерской часто бывают гости. Приходят наши друзья, знакомые, коллеги. Иногда бывают иностранные делегации. В мае мастерскую посетил консул Греции в Санкт-Петербурге.
Очень рады мы были видеть у себя Василия Григорьевича Пуцко, прекрасного знатока византийского, древнерусского и западного искусства.
Давние дружеские отношения связывают нас с реставраторами тканей Русского музея. В марте мы были у них в гостях. Когда встречаешься с единомышленниками, время пролетает незаметно. а ведь в реставрационной мастерской есть еще возможность не только рассмотреть вещь через лупу, но и прикоснуться к ней, заглянуть на изнанку, ощутить аромат времени… Для любой вышивальщицы такая возможность бесценна. И всякий раз мы снова убеждаемся в том, что самое главное в любом деле - это все-таки люди. Замечательные женщины, преданные своему делу специалисты, руками которых сбережены, а подчас и спасены от гибели эти хрупкие вещи, пережившие ужу не одну сотню лет. Низкий им поклон!
Летом в мастерской тихо… Но работа идет едва ли не напряженней, чем в учебном году. Что-то нужно закончить к Успению, что-то подготовить к следующему учебному году. Ведь столько интересных работ, встреч и событий еще впереди!