К вопросу о неизвестной московской мастерской XV века
Помещаю два фрагмента моей статьи «Материалы к иконографии покровцов в лицевом шитье» из журнала «Убрус» № 5
VI. ТРОИЦА
Изображение Троицы довольно редко встречается на литургических покровах. Появление этого сюжета может быть связано как с посвящением храма, куда делается вклад, так и объяснено через его связь с Евхаристией. Связь эта двояка: во-первых, образ Св. Троицы, или Гостеприимства Авраамова, является ветхозаветным прообразом Евхаристии; во-вторых, ее изображение указывает «на участие всей Пресвятой Троицы в домостроительстве Cпасения (хотя совершителем был воплотившийся Сын Божий), а также на обращенность Евхаристической жертвы ко всем лицам Пресвятой Троицы».132 Не случайно именно Троица часто изображается на панагиях и панагиарах.
VI. 1. Троица. СПИХМЗ.
Самое древнее изображение Ветхозаветной Троицы в шитье находим на сударе из Троице-Сергиевой Лавры (55х51 см).133 Средник с изображением Троицы окружен каймой из 12 сцен праздников (цв. вкл. II, илл. 4). Шитье было выполнено цветными шелками, золотом и серебром по темно-коричневому атласу (средник) и желто-песочной камке (кайма), сохранившихся лишь фрагментарно. В. И. Антонова, относившая создание этого памятника к концу XIV в., считала, что его первоначальное назначение — подвесная пелена, т. к. размещение изображений на нем, как и на некоторых других памятниках древнего периода, свидетельствует о том, что они были предназначены для развешивания на вертикальной плоскости, а именно на алтарной преграде.134 Современные исследователи датируют эту вещь второй половиной XV в. и относят ее к группе памятников, вышедших из великокняжеской мастерской.135
(стр. 27)VIII. 1–4. Богоматерь Неопалимая Купина и избранные святые. ГРМ.
Преображение. ГРМ.
Явление Богоматери преп. Сергию. ГММК.
Успение. Гос. Эрмитаж.
Вышеупомянутая «Троица» из СПИХМЗ (VI. 1) входит в группу памятников шитья второй половины XV в., изготовленных, возможно, в великокняжеской мастерской. Некоторые из этих вещей имеют форму и размеры, обычные для сударей.
Если принадлежность «Троицы» к литургическим тканям не вызывает особых сомнений, то относительно других памятников, вышедших из той же мастерской, ясности пока нет. Только «Успение» из Тверского музея, происходящее, возможно, из Иосифо-Волоколамского Успенского монастыря, названо в описи «сударем». Другие подходящие по размерам вещи («Неопалимая Купина» и «Преображение», цв. вкл. II, илл. 5, из Кирилло-Белозерского монастыря, «Явление Богоматери Сергию» из ГММК, цв. вкл. II, илл. 6, «Успение» из Эрмитажа, цв. вкл. V, илл. 3) в одной из публикаций Н.А.Маясова называет «пеленами (сударями?)».160 В пользу версии о литургическом назначении этих памятников говорят их размеры, иногда изображения (Богоматерь Неопалимая Купина, Деисис, Василий Великий и Иоанн Златоуст), а также расположенные на некоторых из них надписи («Да молчит всякая плоть…» на пеленах с Неопалимой Купиной и Явлением Сергию). В описи Кирилло-Белозерского монастыря 1668 г. «Неопалимая купина» и «Преображение» названы «плащаницами» («…вероятно, они были «выносными» пеленами», — замечает Н.А.Маясова).161 Тексты на их каймах расположены по кругу, ориентированы на средник, хотя ориентация клейм со святыми или Праздниками предполагает вертикальное положение, характерное для пелен. В отношении этих памятников трудно утверждать что-либо определенное, описи хранят полное молчание об их вкладчиках (что вызывает сомнения в принадлежности их мастерской Марии Ярославны, как предположила Н.А.Маясова). Пока они остаются загадкой в истории древнерусского шитья.(стр. 30)
примечания:
132 Дроздова О. Э. Иконография Оплакивания и Погребения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лицевом шитье // «Убрус» №3. С. 12.
133 СПИХМЗ, инв. № 361. Николаева Т. В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л., [б. г.], № 58.
134 Антонова В. И. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева // ГТГ. Материалы и исследования. Т. 1. М., 1956. С. 30.
135 См. Маясова Н. А. Группа памятников московского шитья времени Дионисия // Ферапонтовский сборник. V. Москва—Ферапонтово, 1999. С. 208–222. См. также №№ VIII. 1–4.
160 Маясова Н. А. Группа памятников московского шитья времени Дионисия // Ферапонтовский сборник. V. Москва—Ферапонтово, 1999. С. 208–222. В статье «Лицевое шитье круга Дионисия» (Дионисий «живописец пресловущий». М., 2002. С. 208–209) Н. А. Маясова называет сударями «Троицу», тверское «Успение», «Неопалимую Купину» и «Явление Сергию». В каталоге шитья ГММК 2004 г. она называет эти памятники пеленами, вышедшими из мастерской Марии Ярославны, называя сударем лишь «Успение» из Иосифо-Волоколамского монастыря и присоединяя к этой группе сударь «Распятие» из ГРМ. В эту же группу входят пелена с «Успением» из ГТГ и кайма пелены «Успение» из ГРМ. Как нам кажется, кайма плащаницы митрополита Фотия тоже относится к шитью этой мастерской.
161 Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье из собрания Кирилло-Белозерского монастыря // Древнерусское искусство М., 1989. С. 206.
В разделе «СТАТЬИ» помещаю два текста, где речь идет об этих вещах:
Маясова Н. А. Группа памятников московского шитья времени Дионисия.
Маясова Н. А. Лицевое шитье круга Дионисия.
В ГАЛЕРЕЕ вывешиваю изображения входящих в эту группу памятников:
«Богоматерь Неопалимая Купина с избранными святыми»
«Явление Богоматери преп. Сергию»
«Успение» из ГТГ
«Успение» из Эрмитажа
«Успение» из Тверского музея см. в статье Маясовой «Группа памятников московского шитья времени Дионисия» в формате PDF
фрагменты шитья, нашитые на воздух вместе с «Христом во гробе» 1640–х гг. мастерской Голицыных. Из Кирилло-Белозерского монастыря. (Там в музее и хранится). Эти фрагменты явно были когда-то частью вышедшей из этой же мастерской вещи. Может быть, ее следы можно найти в Описи 1601 года? Она издана.
- Блог пользователя Jelena
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Простите,
Точно! Спасибо,
Да, забыла