К вопросу о неизвестной московской мастерской XV века

Изображение пользователя Jelena.

Помещаю два фрагмента моей статьи «Материалы к иконографии покровцов в лицевом шитье» из журнала «Убрус» № 5

VI. ТРОИЦА
Изображение Троицы довольно редко встречается на литургических покровах. Появление этого сюжета может быть связано как с посвящением храма, куда делается вклад, так и объяснено через его связь с Евхаристией. Связь эта двояка: во-первых, образ Св. Троицы, или Гостеприимства Авраамова, является ветхозаветным прообразом Евхаристии; во-вторых, ее изображение указывает «на участие всей Пресвятой Троицы в домостроительстве Cпасения (хотя совершителем был воплотившийся Сын Божий), а также на обращенность Евхаристической жертвы ко всем лицам Пресвятой Троицы».132 Не случайно именно Троица часто изображается на панагиях и панагиарах.
VI. 1. Троица. СПИХМЗ.
Са­мое древ­нее изо­бра­же­ние Вет­хо­за­вет­ной Трои­цы в ши­тье на­хо­дим на су­да­ре из Трои­це­-Се­рги­евой Лав­ры (55х51 см).133 Средник с изображением Троицы окружен каймой из 12 сцен праздников (цв. вкл. II, илл. 4). Ши­тье бы­ло вы­пол­не­но цвет­ны­ми шел­ка­ми, зо­ло­том и се­реб­ром по тем­но­-к­ори­чн­ев­ому ат­ла­су (сред­ник) и жел­то­-п­есо­чной кам­ке (кай­ма), со­хра­нив­ших­ся лишь фрагментарно. В. И. Ан­то­но­ва, от­но­сив­шая соз­да­ние это­го па­мят­ни­ка к кон­цу XIV в., счи­та­ла, что его пер­во­на­чаль­ное на­зна­че­ние — под­вес­ная пе­ле­на, т. к. раз­ме­ще­ние изо­бра­же­ний на нем, как и на не­ко­то­рых дру­гих па­мят­ни­ках древ­не­го пе­рио­да, сви­де­тель­ст­ву­ет о том, что они бы­ли пред­на­зна­че­ны для раз­ве­ши­ва­ния на вер­ти­каль­ной плос­ко­сти, а имен­но на ал­тар­ной преграде.134 Со­вре­мен­ные ис­сле­до­ва­те­ли да­ти­ру­ют эту вещь вто­рой по­ло­ви­ной XV в. и от­но­сят ее к груп­пе па­мят­ни­ков, вы­шед­ших из ве­ли­ко­кня­же­ской мас­тер­ской.135
(стр. 27)

VIII. 1–4. Богоматерь Неопалимая Купина и избранные святые. ГРМ.
Преображение. ГРМ.
Явление Богоматери преп. Сергию. ГММК.
Успение. Гос. Эрмитаж.
Вы­ше­упо­мя­ну­тая «Трои­ца» из СПИХМЗ (VI. 1) вхо­дит в груп­пу па­мят­ни­ков ши­тья вто­рой по­ло­ви­ны XV в., из­го­тов­лен­ных, воз­мож­но, в ве­ли­ко­кня­же­ской мастерской. Не­ко­то­рые из этих ве­щей име­ют фор­му и раз­ме­ры, обыч­ные для сударей.
Ес­ли при­над­леж­ность «Трои­цы» к ли­тур­ги­че­ским тка­ням не вы­зы­ва­ет осо­бых со­мне­ний, то от­но­си­тель­но дру­гих па­мят­ни­ков, вы­шед­ших из той же мас­тер­ской, яс­но­сти по­ка нет. Толь­ко «Ус­пе­ние» из Твер­ско­го му­зея, про­ис­хо­дя­щее, воз­мож­но, из Ио­си­фо­-В­ол­ок­ола­мск­ого Ус­пен­ско­го мо­на­сты­ря, на­зва­но в опи­си «су­да­рем». Дру­гие под­хо­дя­щие по раз­ме­рам ве­щи («Не­опа­ли­мая Ку­пи­на» и «Пре­об­ра­же­ние», цв. вкл. II, илл. 5, из Ки­рил­ло­-Б­ел­озе­рск­ого мо­на­сты­ря, «Яв­ле­ние Бо­го­ма­те­ри Сер­гию» из ГММК, цв. вкл. II, илл. 6, «Ус­пе­ние» из Эр­ми­та­жа, цв. вкл. V, илл. 3) в од­ной из пуб­ли­ка­ций Н.А.Мая­со­ва на­зы­ва­ет «пе­ле­на­ми (су­да­ря­ми?)».160 В поль­зу вер­сии о ли­тур­ги­че­ском на­зна­че­нии этих па­мят­ни­ков го­во­рят их раз­ме­ры, ино­гда изо­бра­же­ния (Бо­го­ма­терь Не­опа­ли­мая Ку­пи­на, Деи­сис, Ва­си­лий Ве­ли­кий и Ио­анн Зла­то­уст), а так­же рас­по­ло­жен­ные на не­ко­то­рых из них над­пи­си («Да мол­чит вся­кая плоть…» на пе­ле­нах с Не­опа­ли­мой Ку­пи­ной и Яв­ле­ни­ем Сер­гию). В опи­си Ки­рил­ло­-Б­ел­озе­рск­ого мо­на­сты­ря 1668 г. «Не­опа­ли­мая ку­пи­на» и «Пре­об­ра­же­ние» на­зва­ны «пла­ща­ни­ца­ми» («…ве­ро­ят­но, они бы­ли «вы­нос­ны­ми» пе­ле­на­ми», — за­ме­ча­ет Н.А.Мая­со­ва).161 Тек­сты на их кай­мах рас­по­ло­же­ны по кру­гу, ори­ен­ти­ро­ва­ны на сред­ник, хо­тя ори­ен­та­ция клейм со свя­ты­ми или Празд­ни­ка­ми пред­по­ла­га­ет вер­ти­каль­ное по­ло­же­ние, ха­рак­тер­ное для пелен. В от­но­ше­нии этих па­мят­ни­ков труд­но ут­вер­ждать что­-л­ибо оп­ре­де­лен­ное, опи­си хра­нят пол­ное мол­ча­ние об их вклад­чи­ках (что вы­зы­ва­ет со­мне­ния в при­над­леж­но­сти их мас­тер­ской Ма­рии Яро­слав­ны, как пред­по­ло­жи­ла Н.А.Мая­со­ва). По­ка они ос­та­ют­ся за­гад­кой в ис­то­рии древ­не­рус­ско­го ши­тья.

(стр. 30)

примечания:

132 Дроздова О. Э. Иконография Оплакивания и Погребения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лицевом шитье // «Убрус» №3. С. 12.
133 СПИХМЗ, инв. № 361. Николаева Т. В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л., [б. г.], № 58.
134 Антонова В. И. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева // ГТГ. Материалы и исследования. Т. 1. М., 1956. С. 30.
135 См. Маясова Н. А. Группа памятников московского шитья времени Дионисия // Ферапонтовский сборник. V. Москва—Ферапонтово, 1999. С. 208–222. См. также №№ VIII. 1–4.


160 Маясова Н. А. Группа памятников московского шитья времени Дионисия // Ферапонтовский сборник. V. Москва—Ферапонтово, 1999. С. 208–222. В статье «Лицевое шитье круга Дионисия» (Дионисий «живописец пресловущий». М., 2002. С. 208–209) Н. А. Маясова называет сударями «Троицу», тверское «Успение», «Неопалимую Купину» и «Явление Сергию». В каталоге шитья ГММК 2004 г. она называет эти памятники пеленами, вышедшими из мастерской Марии Ярославны, называя сударем лишь «Успение» из Иосифо-Волоколамского монастыря и присоединяя к этой группе сударь «Распятие» из ГРМ. В эту же группу входят пелена с «Успением» из ГТГ и кайма пелены «Успение» из ГРМ. Как нам кажется, кайма плащаницы митрополита Фотия тоже относится к шитью этой мастерской.
161 Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье из собрания Кирилло-Белозерского монастыря // Древнерусское искусство М., 1989. С. 206.

В разделе «СТАТЬИ» помещаю два текста, где речь идет об этих вещах:

Маясова Н. А. Группа памятников московского шитья времени Дионисия.

Маясова Н. А. Лицевое шитье круга Дионисия.

В ГАЛЕРЕЕ вывешиваю изображения входящих в эту группу памятников:

«Троица»

«Преображение»

«Богоматерь Неопалимая Купина с избранными святыми»

«Явление Богоматери преп. Сергию»

«Успение» из ГТГ

«Успение» из Эрмитажа

«Успение» из Тверского музея см. в статье Маясовой «Группа памятников московского шитья времени Дионисия» в формате PDF

фрагменты шитья, нашитые на воздух вместе с «Христом во гробе» 1640–х гг. мастерской Голицыных. Из Кирилло-Белозерского монастыря. (Там в музее и хранится). Эти фрагменты явно были когда-то частью вышедшей из этой же мастерской вещи. Может быть, ее следы можно найти в Описи 1601 года? Она издана.

Изображение пользователя Вера Ю.

Простите,

Простите, материалы опубликованы в журнале "Убрус" №5, а не 4.
Изображение пользователя Jelena.

Точно! Спасибо,

Точно! Сюрприз Спасибо, исправляю.
Изображение пользователя Jelena.

Да, забыла

Да, забыла написать, что все эти материалы размещены в продолжение разговора о сударе "Троица" 15 в. из ТСЛ http://ubrus.ru/node/134
Hosted by uCoz