Вышивка ризы на икону
Татьяна 12 апреля, 2007 - 11:32.
ВЫШИВКА РИЗЫ ДЛЯ ИКОНЫ. (Мой скромный опыт)
- Делаю прорись (кальку) с иконы сама, или мне дает ее иконописец. Естественно, без прорисовывания деталей лика, рук, ног младенца, только контуры. Контуры деталей, которые будут впоследствии вырезаться, нужно нарисовать немного подальше, чтобы впоследствии риза не наехала на икону и частично не закрыла лик или руки, к тому же если будет небольшой сдвиг, чего, в принципе, быть не должно, но вдруг!, то была бы возможность подредактировать работу. Если отверстие будет несколько больше – не страшно, а вот когда риза наезжает на те части иконы, которые должны быть открыты – то это плохо.
- Делаю цветные эскизы (начала их делать недавно, по советам преподавателей из Убруса, и они очень помогают в работе). Определяюсь с материалом, который буду использовать в работе, в общих чертах. Раскладываю сотни пакетиков с бисером, камушками, канителью, стразами, определяюсь, что может пригодиться в работе и складываю их в отдельную коробку. Остальное убираю, дабы не смущало. Насчет цветов, используемых в ризе – конечно, очень подходит жемчуг и бисер жемчужных цветов, от белого до светло-бежевого (см. фото 1). Вышивала я ризы и, пытаясь в точности повторить цвета на иконе (см. фото 2, 3), но мне кажется это менее удачным. К тому же цветовая гамма бисера все же ограничена, не всегда удается найти то, что нужно, чтобы удовлетворяло и по размеру, и по качеству, и по цвету. Бисер лучше всего использовать, конечно же, чешский. И чем мельче, тем лучше. Стеклярус я практически не использую, он грубоват, а вот рубку немного ввожу в вышивку.
- Запяливание ткани. Этот процесс нам уже известен, запяливаю я так, как учили в Убрусе. Только паутинки у меня нет, поэтому работаю без нее. Если поверхность будет полностью вышита, то можно вышивать по х/б ткани, если предполагается, что часть ткани будет видна, то вехнюю ткань берем такую, какая нам нужна. Тканей может быть и несколько, т.е. ткань фона одна, а на нее накладывается (пришивается мелкими стежками) ткань нимба – другая (см. фото 4) . Иногда поверхность интереснее смотрится, если в качестве верхней ткани взята золотая парча, она дает дополнительное мягкое свечение бисеру, и выглядит красиво, если риза зашивается не сплошь, а с промежутками в некоторых местах (см. фото 5)
Да, длина ткани должна быть больше, чем периметр иконы, на ширину иконной доски плюс сантиметров 5-7 для подгиба.
- На запяленную ткань наношу прорись с помощью кальки для ткани . Обвожу прорись простым карандашом, уточняю линии ( см. фото 6)
- Начинаю вышивать с контуров мафория Божией Матери, одежды Младенца. Зашиваю их полностью, потом вышиваю нимбы (фото7), фон (если он вышивается), рамку и надписи, подправляю все, сверяю с калькой. Вышиваю так, как описано в журнале Убрус, вы, наверное, все знаете, как пришивать бисер. Вышиваю и вприкреп, и по две, и по одной бисеринке.
Фон можно оставлять незашитым. (См. фото 8)
Иглы использую, естественно, бисерные, нитки – ЛЛ, либо армированные. Под цвет бисера или ткани фона. Нитки можно слегка вощить.
- Проклеиваю изнанку мучным клейстером, не снимая с пялец. Раньше проклеивала полностью, теперь проклеиваю те части, которые будут вырезаться и прилегающие к ним вышитые, примерно на 1 см.
- После высыхания аккуратно маникюрными ножницами и острым распарывателем для ткани вырезаю незашитые детали с припуском приблизительно 1 см, если позволяет ткань, а если дырочка маленькая, то - как получится. Надсекаю ткань так, чтобы она хорошо и плавно загнулась на изнанку. Подшиваю ее к изнанке, проходя два, а то и три раза по кругу, чтобы ткань была хорошо закреплена. Можно еще раз проклеить края.
- Вышивку снимаю с пялец. Прикладываю к иконе. Чтобы хорошо положить ризу на икону, понадобится помощь двухстороннего скотча. Мне нравится работать с лентой для приклеивания линолиума. На тыльную сторону иконной доски по периметру приклеиваю скотч, и поочередно снимая второй бумажный слой с него, заворачиваю на изнанку ткань и приклеиваю к скотчу. Если нужно подправить, можно отклеить и сделать еще раз, скотч прилипает хорошо. Когда я вижу, что результат меня устраивает, раза расположена правильно и никуда не сдвигается, я фиксирую углы, пришиваю их нитками. Лишнюю ткань на изнанке срезаю.
- Выкраиваю х/б ткань, равную периметру иконы и пришиваю ее вручную по всему периметру иконы с изнанки, чтобы закрыть все подгибы и стыки, дабы все было аккуратно.
- Вставляю икону в киот . Аминь.
- Блог пользователя Татьяна
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Поменяла вид
Поменяла вид фотографий. По-моему, так удобнее.
Татьяна,спасибо
Татьяна,спасибо за такое подробное описание ,работы просто замечательные,помоги вам Господи!
Подскажите,как вы делаете мучной клейстер(какие пропорции и как правильно варить)?
Спасибо на
Спасибо на добром слове.
Еле нашла эту тему, где мы обсуждали закрепление вышивки с изнанки. Как много, оказывается, мы уже с тех пор наговорили!
Смотрите здесь:
http://ubrus.ru/node/297
Спасибо за
Спасибо за направление в нужную сторону.
В голове крутилось,что где-то этот вопрос поднимался,но не смогла вспомнить в какой теме.
Татьяна,был ли
Татьяна,был ли у вас опыт вышивания риз для икон "краснушек",я имею ввиду писанных до революции? У нас на приходе есть много таких недорогих( не высокого качества письмо) икон.
Все эти иконы или утратили свою ризу из фольги или она находится в ужасном состоянии .Мне бы хотелось вышить эти ризы бисером или сделать их ввиде апликации из ткани. Что вы посоветуете?
Спаси Господи,
Первый раз
Первый раз слышу такое название... Такого опыта не было, но у нашего батюшки нашлась в храме икона, подокладная, Одигитрия, все личное письмо хорошо сохранилось. Батюшка хочет, чтобы я сделала ризу. Но сначала ее надо укрепить, доска треснула. Сохранность иконы неплохая, но письмо мне как-то не очень... Но если благословят - буду делать не рассуждая.
Хотя на иконы невысокого качества есть ли смысл тратить много сил, все-таки это трудоемкое дело.
Спасибо,
Спаси Господи,
Спаси Господи, Танечка, как здорово! Даже если никогда не вышивала бисером, прочитала - и захотелось попробовать! Но... всему свое время. Вначале нужно "срастись" с наперстком и шилом
... Среди твоих работ "Умиление" - особенная. Слава Богу!
Спасибо,
Татьяна я
Спаси Господи.
Казанская
Казанская икона - самая подходящая для такого рода творчества. Крупные детали, вырезать приходится только место для лика.
Татьяна, а Вы
Честно?... Я
А зря! Я, может,
Спасибо
Спасибо!
В основном -
Древние ризы
Очень
Рома спасибо
Татьяна, а как
Татьяна, а как Вы делаете оплетку? Если можно, расскажите пожалуйста кратенько.
Почитайте об
Почитайте об этом тут:
http://ubrus.spb.ru/old/viewtopic.php-forum=1&showtopic=171.htm
Ага. Молодец,
Спасибо!
Спасибо!
Всем спасибо.
Татьяна ,а
Да все никак, к
Тоже хотелось
Татьяна! Еще
Не за что.
Заразившись от
Заразившись от тебя, все сегодня закупила по бисеру - колор- начинаю делать... это точно покажу и буду советоваться. Спасибо, Танечка.
Ризу лучше
Помоги Господи,
Помоги Господи, Елена!
Агапья, мне кажется см 20-30 на 30-40 и больше - лучше. На небольших иконах бисер выглядит несколько булыжниковым, ведь у нас нет такого хрохотного-крохотного бисера, как раньше вышивали.
Я жемчугом
Прости меня,
Танечка!
Танечка, и от
Ой
Икону конечно
Танечка,
Пожалуйста.
А на иконе БМ
Хочу заняться
Не знаю,
Не знаю, Людмила...
Вообще-то на вышивказ 19 века, например, Плащаницах по-моему, как-то изготавливались такие формы нужного объема (заготовки), на которые потом накладывалась вышивка (?), или вышивалось по ним???
Лучше спросить у преподавателей.
Лицевое шитье в
Я сильно
Я сильно переживаю, когда начинаю шить лицевое... Особенно глаза...
Вот поэтому решила сделать ризу. Киот у меня уже куплен. Надо купить икону, написанную иконописцем.
Любовь всяко
Я училась...
Я училась...
Пороть - это значит испортить вышивку. Это у меня так происходит. Слишком требовательная что ли...
Зато у меня радость - облачение (оплечье фелони и кресты) сошьют в Воздвиженью. 27 сентября в Троицком храме будет служба в 9 часов.
Если надо
Людмила, а
Да, и я глаза
Да, и я глаза вышиваю первыми... Думаю, всем пороть приходилось...
На мой взгляд
На мой взгляд стоило подобрать фон другой - не темный (бордовый), к таким эмалям лучше чего посветлее - серебряный глазет или что-то светло-голубое.
А моей матушке не понравился рисунок - к Спасителю, считает, нужно "посурьезнее", для Богородицы же такой рисунок идеален.
И мое "стандартное" замечание - бусы давно пора менять на жемчуг - объем работы одинаковый, разница в восприятии существенная.
Икона часом не Софринская? Видел у них нечто подобное - пару Спас и Казанская бисером и бусами - очень похожи.
А в общем хорошо.
Согласна с
Олеся, я
К эмалям лично
К эмалям лично я не стала бы ничего добавлять...
Олеся, мне
Олеся, мне понравилась ваша работа. Я так понимаю, ткань будет вырезаться на месте Евангелия и руки? По-моему, фото искажает цвет ткани, она скорее темно-бордовая, чем фиолетовая, или я ошибаюсь? Помощи Божией вам в работе! Все вышито очень аккуратно!
мне тоже
Очень
Очень признательна за ваши отзывы. Не ожидала такого быстрого ответа, спаси вас Господи. Евангелие будет из золота, прикреплять будут насквозь через ткань. А фото вышло очень темное, бархат бордовый, бусины это калиброванный жемчуг. Отец Дионисий, я с вами согласна что фон темноват. На работу мне дали всего две недели из них 4 дня ушло на поиски фольги (которую мы так и не нашли) и закупку материала, что нашла в магазинах на тот момент с тем и работала. А икона действительно лучше смотриться без жемчугов.
На мой взгляд
На мой взгляд стоило подобрать фон другой - не темный (бордовый), к таким эмалям лучше чего посветлее - серебряный глазет или что-то светло-голубое.
Мне кажется, что бордовый фон лучше, потому что иначе лик смотрелся бы темным пятном. А так есть среднее: лик - темное, одежда - среднее, фон и проч. - светлое. Бордовый фон усё соединяет. Да и в самой эмали чего-то темное имеется.
Татьяна,во-перв
Татьяна,во-первых спасибо за описание техники вышивки ризы на икону. Но у меня возник вопрос: Как уместиться при вышивке бисером между пальчиками рук;Зависит ли это от размера иконы,и как закрепляется ткань на ризе(подгиб тут явно невозможен), а так же крепится ли этот кусочек непосредственно к иконе?
Надежда
Надежда,
Надежда, спасибо.
Естественно, зависит от размеров иконы, делаете ли вы вышивку "между пальчиков", или, что чаще всего, обшиваете ладонь, как "варежкой".
А почему подгиб на ткани "явно невозможен"? Именно так я и делаю. Никак не крепится. Я просто накладываю ризу, и все. Ничего не приклеиваю.
Я покажу на фото крупнее попозже.
Вот это риза
Вот это риза накладная на писаную икону.
А это вышивка
А это вышивка по укрепленной с изнанки полиграфической иконе, поэтому тут можно было вышивать и между пальчиками.
вот.
вот.
Татьяна,
Татьяна, спасибо за быстрый и наглядный ответ.С "варежкой" понятно, а по поводу полиграфии. Я поняла, что Вы сначала вышиваете классическую ризу не подкладывая икону, а потом её крепите с изнанки ризы и довышиваете между пальчиками.Так?
Уж извините меня за непонятливость.
Надежда
Взялась
Взялась вышивать Ризу, и поняла, что очень уж дорого покупать бисер по10 гр.. Может подскажут мне добрые люди, где в Питере можно приобрести бисер по оптовой или дешевой цене? Очень надо!
Надежда
Знаю только,
Знаю только, где это можно сделать в Москве.
Татьяна, или
Татьяна, или еще кто из опытных форумчан, не подскажите какую ткань лучше брать под основу на ПРОРЕЗНОЙ жемчужный оклад. Работа мелкая, сижу думаю как это все безболезненно вырезать...
Маша, я делаю на
Маша, я делаю на плотной бязи в два сложения, иногда верхний слой - однотонную золотую парчу (тогда хорошо смотрится в просветах между жемчужинами, но при вырезании более сыпучий...). А что значи ПРОРЕЗНОЙ? И насколько мелкая работа? Может, по фетру шить?
Маш, советую
Маш, советую искусственную замшу, будет точно безболезнено, возьми белую, позвони в "Православное слово", там бывает.
В Питере есть
В Питере есть оптовые базы с бисером, это точно. Только вот я адресов не знаю. А народ наш ездит в ДК Крупской за бисером.
Елена, спасибо
Елена, спасибо за ориентировку. Обязательно сбегаю в этот ДК. Надежда
Ирина, добро
Ирина, добро пожаловать, присоединяйтесь к нам! Еще можете посмотреть старинные оклады( жемчужные, бисерные) в форуме "Обмен опытом"- найдите тему "Жемчужные оклады", еще в моем дневнике есть оклад Успения Божьей Матери, выполненный мелким жемчугом.
Ваши работы очень понравились, помоги Вам Господи!
Ну, Ирочка, вы
Ну, Ирочка, вы просто поразили своими фотографиями! Действительно трудно оторвать взглад от них! А уж вышивка - просто нет слов! Так аккуратно, ровно, с душой! Дай вам Бог удачи в вышивальном деле! Добро пожаловать к нам!
Этот нимб из
Этот нимб из ярославля. Я его живьем видел. Всем срочно поехать в Спасо-Преображенский монастырь Ярославля и зайти в Сокровищницу. Цена 100 рублей - удовольствия масса. Каталог 70 рублей! Все в Ярославль!!!
Да мы ж
Да мы ж привыкли к "долгостроям". Сами такие... Так что ждем-с. Лучше в отдельной темке, чтоб не искать в других
МОЛОДЕЦ!Какая
МОЛОДЕЦ!Какая отрада рассматривать Ваши,Ирина,работы!
А Татьяне отдельная благодарность за объяснения и ее прекрасные оклады!
Ирина, Татьяна,
Ирина, Татьяна, я вот все задаюсь вопросом, как сделать ризу на икону сеточкой или цветочным орнаментом, т. е. чтобы тканной основы небыло, немогу придумать как это сделать.Ира, икона которую Вы реставрировали сделана подобным образом. Может что то подскажите по этому поводу. Есть задум сделать Казанскую икону Божьей Матери, подобную той что из Эрмитажа.
как пришивать
как пришивать верёвку в основе, я где то здесь на сайте видела.. не могу вспомнить где... видели наверняка)
а что в
а что в каталоге Ярославля, стоящий?
Оччен! Пару
Оччен! Пару оплечий, венец, еще что-то... Там микс - и ювелирка, и шитье, и книги. Мне очень понравился (по толщине не больше Шитья жемчугом - как брошюрка)!
Металический
Металический лист- это медная фольга, она бывает разной толщины. Чтобы она имела золотистый вид, ее покрывают тонким слоем золота( это делают ювелиры), но ее нельзя изгибать, т. к. золото начинает осыпаться. На Олесином окладе "Знамение", как она писала, тоже медная фольга, но я незнаю как там сделано покрытие.
Про бумагу, я с
Про бумагу, я с Вами согласна, наверняка в те времена тоже думали о сохранности письма, ведь икона делалась не на один год. Еще мне говорил мой знакомый иконописец, что иногда между окладом и иконой, прокладывали или бумагу или еще что -то, для того, чтобы не собиралась влага. Не знаю, правда ли это.
Ира, на вашей иконе(реставр.-й), орнамент чем обведен, шнурочком золотным или жесткой канителью?
Сейчас между
Сейчас между иконой и окладом кладут толстый прочный картон, очень удобно.
Хорошо бы фото,
Хорошо бы фото, наверное ее сейчас уже не делают? Видела только круглую, по спирали. Олеся, можете подробней рассказать о той фольге, на которой Вы вышивали.
К сожалению
К сожалению тонкой фольги, такой как на подленниках нач 20 века, сейчас не производят, не выгодно. Я нашла пару заводов, где в остатках просроченная фольга осталась, но они продают только юр. лицам и оптом по 30-50 кг, а потом ведь её ещё надо золотить. А та фольга, на которой мне пришлось вышивать, очень толстая. На неё бы сверху наложить золотую сеточку с вышитыми деталями, но такой тоже нету
Я встречала
Я встречала медную фольгу на радиорынке( там где продают провода и тому подобное), она была в рулонах, шириной см. 30-40, разной толщины, от этого зависила цена. Цвет у нее красноватый.
в 19в. часто
в 19в. часто шитье проклеивали с изнанки бумагой, не только оклады. плащаницы. фольга в церковном шитье применяется раньше 20в., уже в 19-ом, она не везде тонкая.разве золотую сетку нельзя сплести самим?