Вышивка прориси
Можно ли использовать в вышивке (даже для контуров) черный цвет?
Чтобы понять, как шили лики в древности, мы, прежде всего, очень внимательно изучаем древнее шитье, делаем так называемые "аналитические копии" по фотографиям, где выделяем область притенения, отмечаем толщину прорисей и раскладываем направление стежков. Подобные "практические" наблюдения привели нас к следующему выводу: общих схем зашивки ликов не существует. В 15 веке шили одним способом, а в 16-17 — другими, причем в каждую эпоху существовала разница между крупными и мелкими ликами. Разные мастерские также отличаются приемами шитья.
Мы для себя выработали некие простые и удобные правила: сначала прошивается вся прорись. Цвет прориси обычно темно-коричневый. Мне приходилось слышать мнение, что цвет прорисей у нашей мастерской темноват. Но мы принципиально используем не светло-, а темно-коричневый шелк и считаем, что прорись должна быть достаточно графичной и читаться издалека. Далее прошивается всё притенение, затем оставшиеся части зашиваются основным цветом. На крупных ликах можно использовать и два цвета прориси или два тона притенения.
Что касается блика на глазном яблоке, мы его шьем очень редко, но в древнем шитье он встречается (только форма его особая, не живописная, а иконописная — он расположен с одной стороны радужки, как бы огибая ее).
Черный цвет для контуров не используем, разве что для зрачков, тогда взгляд зрительно становится глубже.
При шитье ликов на миколенте , нужно ли удалить его после того, как прошиты
контуры глаз, носа, губ или нужно продолжать шить по миколентной
бумаге?
Вышивка делается прямо по миколенту, он остается под шитьем и срезается только по контуру работы, когда все уже будет зашито шелком.