Как можно (и нужно ли) молиться во время богослужения перед образом, который располагается на облачении?
marinamarskaya 31 января, 2010 - 22:10.
Вопрос значимый для осмысленного отношения к делу церковной вышивки.
Этот вопрос был задан Дусей (Dusja) в другой ветке форума:
http://www.ubrus.ru/node/4099#...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
marinamarskaya
marinamarskaya пишет:
"Как можно (и нужно ли) молиться во время богослужения перед образом, который располагается на облачении?"
можно продолжить: Как можно (и нужно ли) молиться во время богослужения перед образом, который располагается на облачении, перед образом изображённым на фресках?
Здание храма, убранство и оформление храма, церковные облачения - всё это создано и направлено в помощь молящегося. Ничто не должно отвлекать от молитвы, а если по какой-либо причине это случится, то благодаря такому окружению человек быстро настроится и снова "войдёт" в молитвенное состояние.
Елена, спасибо
Елена, спасибо за отклик. Только вопрос , который я поместила в название темы, был от Дуси. Цитата не моя :) Полностью вопрос звучит так:
богослужения перед образом, который располагается на палице или на
поручах? Вопрос в том, в чем смысл вышитой иконы: связь
между символическим значением отдельных частей облачения и вышитыми на
них образами, или функциональный, или еще какой?
Я неуч думаю
Я неуч думаю золотые слова:настроится
Елена
ЕлВа
Здание храма, убранство и оформление храма, церковные облачения - всё это создано и направлено в помощь молящегося. Ничто не должно отвлекать от молитвы, а если по какой-либо причине это случится, то благодаря такому окружению человек быстро настроится и снова "войдёт" в молитвенное состояние.
Все так.
Архитектура храма являет в пространственных формах учение Церкви о Вселенной, о Боге , о Его отношении к миру и человеку. Учение раскрывается в повествовательной форме как и в других видах церковного искусства : словами через богослужебные тексты, звуками через гласы песнопений, зримыми образами через иконографию фресок и церковное шитье, сценографией (если можно так сказать ?) через хореографию богослужения.
Наверное, и лики на облачениях тоже вписываются в этот ряд ? Как пояснения к символике частей облачения ?
Не знаю,
Не знаю, друзья, но образ на облачении, которое на фотографии, почему-то не приводит меня в восторг. Мягко говоря. Хотя с точки зрения "иконности" - это, наверно, хорошая икона. Не могу объяснить, почему мне не нравится. Одно только слово вертится в голове: НЕУМЕСТНО.
Что думаете?
http://www.ubrus.ru/files/ubru...
И мне не по
И мне не по душе...Зачем?
ОЙ, я не
ОЙ, я не заметила!
Елена
Jelena пишет: Не
Не знаю, друзья, но образ на облачении, которое на фотографии, почему-то не приводит меня в восторг. Мягко говоря. Хотя с точки зрения "иконности" - это, наверно, хорошая икона. Не могу объяснить, почему мне не нравится. Одно только слово вертится в голове: НЕУМЕСТНО.
Что думаете?
http://www.ubrus.ru/files/ubru...
Композиция, "архитектура" целой вещи - совершенно провальная. Изображение на фелони - практически в одном масштабе с фигурой человека, облаченного в эту фелонь. Получается некий "тянитолкай" из поясного Спасителя и нижней части ризы священника. Спаситель, к тому же, еще как бы осенен митрой поверх нимба. Да еще и рамки никакой не обозначено вокруг изображения - фоном является вся поверхность оплечья, что еще усиливает эффект химеры. Так вот примерно.
...А еще бросается в глаза контраст между пышной ризой отца настоятеля и бедными софринскими тряпочками дьяконов...
Вобщем -
Вобщем - провальная композиция. Да, наверно, в этом дело.
А я вообще
А я вообще перед иконами не люблю молиться. Ну не помогает мне образ сосредоточить свое молитвенное внимание, а скорее наоборот - мешает, потому что я, как человек эстетический, начинаю икону рассматривать как произведение искуства, а молитва за этим занятием забывается. Поэтому на службе половину времени с закрытыми глазами стою. Нет, я не иконоборец, но, думается, наше отношение к иконам не может быть точно таким же, как это было в 8-ом веке. Мы каждый день в корзину кучу иллюстрированной прессы выкидываем, самые разные изображения окружают нас (порой навязчиво окружают!) повсюду - и уже по одному этому мы не в состоянии так ощутить присутствие реального персонажа за его иконным изображением, как легко это было сделать неискушенному человеку еще лет сто назад.
Ну а теперешняя мода на иконы на облачениях часто просто удивляет. Думается, здесь подспудное влияние отношения к иконе, как к фетишу: у прихожан иконки под зеркальцем заднего обзора болтаются, "чтоб удача в дороге была", а у священников - сбоку облачения, чтоб "священнее" выглядеть.
Jelena
Я видела образ
Я видела образ Спасителя на облачении диакона.
Когда впервые
Когда впервые услышала об иконах на оплечье фелони - меня это даже шокировало. Такой заказ поступил одной вышивальщице от священника. И в дальнейшем источником такой информации были священнослужители. Теперь уже подобные случаи стали привычными. Но хотелось бы все-таки выяснить, чем обосновано такое изображение на облачении.
.
Вобще-то, Дуся подняла вопрос, на мой взгляд, гораздо шире. Ответ на её вопрос стал бы ответом и на тот , который поставила Елена Юрьевна.
В вопросе уже были даны направления для размышлений, или для точного ответа, ежели кто-то его имеет:
между символическим значением отдельных частей облачения и вышитыми на
них образами, или функциональный, или еще какой?
Если так можно сказать,о "функциональном" назначении ответила Елена:
Здание храма, убранство и оформление храма, церковные облачения - всё
это создано и направлено в помощь молящегося. Ничто не должно
отвлекать от молитвы, а если по какой-либо причине это случится,
то благодаря такому окружению человек быстро настроится и снова
"войдёт" в молитвенное состояние.
А о связи между символическим значением отдельных частей облачения и вышитыми на них образами я не имею точного ответа. Знаю точно, что этот вопрос изучала Ольга Эдуардовна Дроздова. Жаль, что её нет на форуме.
Прочитала
Прочитала НОВО-ТИХВИНСКОГО женского монастыря страничку:
http://www.sestry.ru/church/church/content/masterskie/sewing/events/8/
кажется здесь частичный ответ на поставленный вопрос.
LudmilaKleshnina
Случаи такие были привычными и в другие времена . Вот фото облачений из Ферапонтово и Кириллова:
http://fotki.yandex.ru/users/zlyuka3403/view/190909/?page=0
http://fotki.yandex.ru/users/zlyuka3403/view/190910/?page=0
http://fotki.yandex.ru/users/zlyuka3403/view/110023?page=0
Согласна с Иваном и Еленой о провальной композиции
Ivan пишет:...А еще
Ну, Иван, не нужно наверное так ... Облачения у священника появляются самыми разными способами, не только ведь сами покупают - и в наше время получать облачения в дар обычное дело. Да и то, что друг к другу ездят служить - не секрет.
Елена Юрьевна, а какие образы возможно вышить на оплечьи фелони? Что-то может быть можно почитать на эту тему? Спасибо!
Как вовремя я
Как вовремя я со своей вышивкой попала в эту тему!
Вот заканчиваю работу над оплечьем фелони. Оплечье бархатное, стан фелони будет из парчи, которую я использовала фоном на медальоне. Вышивка пока в пяльцах, можно еще что-то поправить. Орамент, естественно, заимствован у Убруса!
Просьма не побивать меня камнями!!! (Шютка). Можно.
http://fotki.yandex.ru/users/alexandr-it/view/227725?page=0
Красиво !
Красиво !
Татьяна пишет:
Как вовремя я со своей вышивкой попала в эту тему!
Вот заканчиваю работу над оплечьем фелони. Оплечье бархатное, стан фелони будет из парчи, которую я использовала фоном на медальоне. Вышивка пока в пяльцах, можно еще что-то поправить. Орамент, естественно, заимствован у Убруса!
Просьма не побивать меня камнями!!! (Шютка). Можно.
http://fotki.yandex.ru/users/alexandr-it/view/227725?page=0
Татьяна, в чем Вы видите смысл иконы Спасителя, расположенной на оплечье?
Чем Вы руководствовались при выборе образа?
Руководствовал
Руководствовалась благословением священника. Это будет пасхальное облачение.
Татьяна, руки
Татьяна, руки золотые!
А
А скорость!
Елена
Таня, сестры, я
Таня, сестры, я вижу существенную разницу между этими 2-мя изображениями Спасителя на фелони! М.б., я сужу предвзято, простите, но по-моему, на первой фелони есть претензия увидеть Самого Спасителя в этой фелони, судя по пропорциям вышитой иконы! У Татьяны же это просто скромное напоминание о Спасителе!
А я случайно
А я случайно увидела у Ленлены в альбоме вышитое белое облачение всё в иконах, когда заглянула в ссылку Татьяны. Сейчас уже не вижу...
Normal 0 false false false Mi
Normal
0
false
false
false
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Table Normal";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0mm 5.4pt 0mm 5.4pt;
mso-para-margin:0mm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}
http://www.magister.msk.ru/library/bible/zb/zb262.htm
Цитата с этой страницы :
"Риза, или фелонь, надевается священником сверх
других одежд. Одежда эта длинная, широкая, без рукавов, с отверстием для головы
сверху и с большой вырезкой спереди для свободного действия рук. Своим видом
риза напоминает ту багряницу, в которую был облечен страждущий Спаситель.
Ленты, нашитые на ризе, напоминают потоки крови, которые текли по Его одеждам.
Вместе с тем, риза напоминает священникам и об одежде правды, в которую они
должны быть облечены, как служители Христовы. "
Здесь ничего не говорится о священных изображениях, даны другие символы, которые, не изображая доподлинно, являют символические смыслы. Можно реконструировать дальнейшее появление образа Спасителя на оплечье как изображение подобное первообразу.
Но вот икона Пресвятой Богородицы на оплечье совсем никак не обоснована.
Anechka
Елена Юрьевна, а какие образы возможно вышить на оплечьи фелони? Что-то может быть можно почитать на эту тему? Спасибо!
Переадресовываю вопрос Марии Евгеньевне, как спецциалисту по облачениям.
Вышел диск
Вышел диск ПСТГУ пр облачениям! Спасибо, Мария Еагеньевна!
Елена
Танечка, очень
Танечка, очень изящно! Молодец!
.
Переношу часть разговора, относящегося более к заданной здесь теме, с ветки:
http://www.ubrus.ru/node/1568
Что такое Канон в церковном шитье (лицевом в частности) и каков смысл вышитой иконы.
На сегодняшний день на эти ключевые вопросы внятного ответа в среде
вышивальщиц нет. А без понимания сего, всё, что мы делаем является
безответственной самодеятельностью и иммитацией. Мы можем безконечно
говорить друг другу приятные слова о том, как мы стараемся для Церкви
сделать красивые и нужные вещи. А если прибавим штучку, или убавим
диаметр будет то-то и то-то, если воткнем иглу правее или левее, будет
прекрасно или неудачно.
Но на самом деле ходим по замкнутому кругу и не ведаем, что творим.
Про облачения. Могу высказать только свое личное мнение. Лобуды уж
как-то слишком много. Когда-то на службе в Оптиной я поймала себя на
мысли, как ХОРОШО, СВОБОДНО и прекрасно ощущаешь себя там в храме,
когда выходят в центр храма отцы, все в одинаковых облачениях (цвет
тогда был белый), из одной ткани, ну галун м. б. разный, кресты
(возможно, сейчас этого не помню). И - ХОРОШО! Как будто освобождение
от чего-то лишнего, вычурного, отвлекающего внимание, и в конечном
счете нарушающего возвышенный и чистый строй богослужения, где главное
-МОЛИТВА. Вобщем, мне нравится простота. Конечно, облачения чистые, не
мятые. Это и есть для меня идеал.
А в других храмах и на фотографиях видела отцов на праздничном
богослужении, когда все в один храм съезжаются в своих самых "парадных"
ризах. Как на балу. Ну жуть! Облачения расшиты какими-то безвкусными
"кустами", пластмассовыми жемчугами-брильянтами, мишурой. Как дешевые
театральные костюмы. Ужасно ,но у меня в голове вертится фраза знакомой
художницы, сказанная о современной церковной вышивке (!): дикари любят
все яркое.
Еще помню, что мы всегда к вышивке старались подбирать не церковную
парчу, а какие-то более интересные ткани, чем-то похожие на древние. А
сейчас мне кажется, что современная церковная парча уже настолько
хороша сама по себе, что ничем украшать ее не требуется. И если бы в 16
веке у наших предшественниц был такой выбор - мне кажется, они бы
сделали его в пользу строгого благородства крестчатой парчи... Вот
такие крамольные мысли...
.
О случайных , неоправданных изображениях на литургических тканях был разговор в ветке о надписи для воздуха:
http://www.ubrus.ru/node/3958
Из этого разговора к тому, что сказала Елена Юрьевна, хочется добавить реплику Ивана:
А птички-цветочки какое отношение к Литургии имеют? Или, допустим, орнамент "меандр"? Но ведь вышивают же, да и рисуют тоже!
Их ссылки
Их ссылки Людмилы:
"Архиерейская служба. Каждый вспомнит, какое это прекрасное и
величественное зрелище. В древности православное богослужение
именовалось мистерией (от греческого «МИСТЕРИОН» — таинство), и на
архиерейских службах как-то особенно остро ощущаешь, что на время
попадаешь в иную, мистическую реальность."
"...И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду..." Апокалипсис IV
Думаю, украшение богослуженых облачений призвано показать иной мир, были ли украшены облачения священнослужителей в Храме "Ая-София" ,когда посланцы князя Владимира сказали: "Мы не знали где были на земле или на небе?"
А то что каждый священник на свой лад, да с иск.жемчугами...-это другой вопрос.
Простите, не знаю предмет, как остальные, может неправа...
Елена
Танечка, умница
Танечка, умница Скорость действительно...
Radi пишет:
Вышел диск ПСТГУ пр облачениям! Спасибо, Мария Еагеньевна!
Елена
Подскажите, пожалуйста, как он называется и где его можно приобрести?
Архиерейское
Архиерейское облачение Православной Церкви.Азбука иконописца. Диск 5.
Купить надо в ПСТГУ, где можно еще не знаю.
Елена
Спасибо!
Спасибо, Елена!
Radi
Архиерейское облачение Православной Церкви.Азбука иконописца. Диск 5.
Купить надо в ПСТГУ, где можно еще не знаю.
Елена
В магазине Риза можно купить http://www.zlatoriza.ru/
Смысл вышитой иконы .
О церковном икусстве вообще и вышивке в частности очень верно сказал Ван (Van) на страничке:
http://www.ubrus.ru/node/4249
нежели проповедь, потому что через этот труд видна вера, и жизнь в
вере. на протяжении веков до нас дошли плоды не людей, а их веры,
которая была стимулом и подталкивала их на такие подвиги.
Смысл вышитой иконы именно в этом: Свидетельствово веры.
Казалось бы на поверхности лежащий ответ лично для меня стал и открытием и праздником!
Ван, очень Вам благодарна!
Совсем недавно на форуме прозвучали ключевые слова подтверждающие вышесказанное.
Это восхищение Валентины (pev4ayaValentina) по поводу каменной резьбы на страничке:
http://www.ubrus.ru/node/4232
Марина,
Марина, полностью разделяю твое мнение. Слова "творить во славу Божию" приобретают свой истинный смысл и значение.